Евангелие от Матфея, Глава 12, стихи 1-8. Комментирует - Стефан Домусчи
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Евангелие от Матфея, Глава 12, стихи 1-8

Читает и комментирует священник Стефан Домусчи.

Путешествуя по разным странам, мы уже давно не удивляемся тому, что в каждом государстве свои законы. При этом, мы знаем: есть нормы, которые относятся к вопросам жизни и смерти, и те, что в большей степени относятся к сфере культуры. Первые, даже в самых разных государствах, похожи, потому что человек, как живое существо, ограничен своими биологическими возможностями, в то время как вторые могут значительно друг от друга отличаться. Но только ли биология может быть основанием обязательных законов? Например, для всех очевидно, что ребенок не должен управлять автомобилем, а руководители строительства обязаны обеспечить соблюдение техники безопасности. Неисполнение этих законов может повлечь травмы и смерть. Однако наша жизнь не ограничивается одной биологией, в ней есть место духу и духовным законам.

В сегодняшнем чтении мы слышим о том, как ко Христу подходят книжники и фарисеи и обращаются к нему с вопросом. Его ученики срывали колосья и ели зерна, то есть формально готовили пищу. Делали они это в субботу, при том, что готовить пищу в этот день было нельзя. Собственно, это и возмущало фарисеев. Сегодня людьми нерелигиозными заповедь о субботе воспринимается как нелепость. «Какая разница вашему Богу, в какой день что делать?» — спрашивают они. При этом, если начальник заставит их работать в выходной, они и сами скажут, что он посягает на святое. Для иудеев суббота была днем памяти о Боге. Экстренная работа в этот день была возможна, но разве то, что делали ученики действительно было чем-то экстренным? Неужели они не могли поесть чего-то готового? Как-то иначе реализовать свое желание. Однако, зная Христа, можно понять, что дело было вовсе не в еде. Формальные заповеди люди помнили хорошо, исполняли сами и требовали их исполнения от других, в то время как заповеди, которые касались самой сути отношений с Богом, интересовали их меньше.

Было бы ошибкой думать, что подобный подход ушел в прошлое. Один мой знакомый пономарь пришел как-то в храм в спортивном костюме и его послали домой переодеваться. Кто-то, узнав эту историю возмущается, а кто-то соглашается с тем, что правила, которые приняты, надо соблюдать. Но все это мелочи и самое интересное в другом. Если бы тот, кто послал его домой переодеваться узнал, что он находится во вражде с ближним, отправил бы он его с ним мириться? А если бы узнал, что тот давно не навещал больных, отправил бы к больному? Звучит смешно, потому что мы понимаем, что такого не случилось бы. А ведь это вещи несопоставимые. Реальные добродетели гораздо важнее, чем соблюдение внешних правил.

Для чего же Христос провоцировал возмущение в иудеях? Действительно ли для Него было важно отменить закон о субботе? И вообще все другие законы, регламентирующие внешнее поведение? Конечно, нет. Христос нередко Сам носил специфическую иудейскую одежду и вообще был очень уважителен к закону. Но при всем уважении к традиции, Он показывал ее представителям всю абсурдность их подхода, при котором форма оказывается важнее сути. Посмотрим и мы на свою жизнь и подумаем, не получилось ли так, что, исполняя формальные правила, мы забыли о сути? Не упустили ли мы из вида, что Бог ждет от нас в первую очередь милости и только потом жертвы.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!