В доме Натальи Музенитовой никогда не бывает тихо. По комнатам носятся дети: кто играет, кто поёт, кто читает вслух. О «весёлой семейке» Натальи ходят легенды не только в городке Миллерово, где она живёт, но и по всей Ростовской области. Повод для этих легенд самый что ни на есть реальный. Наталья – мать тридцати детей! Пятеро из них родные, остальные приёмные.
19 лет назад Наталья Ивановна впервые привела в свой дом чужого малыша. Родная мать хотела сдать его в детский дом. Наталья уговорила её написать отказ от ребёнка в свою пользу. Женщина согласилась, но потребовала большую сумму денег. Пришлось отдать те, что были скоплены на лечение родного сына. Спустя ещё шесть лет, Наталья зашла в детский дом и ей на шею с криком: «Мамочка! Забери меня!» кинулась девочка. Так в доме появилась маленькая Танечка. Потом Наталья усыновила троих детей своей умершей подруги. С каждым годом в полку Музенитовых всё прибывало. Наталья забирает из больниц и детских домов особенных детей. Тех, кого наверняка никто не возьмёт в семью. Это дети-инвалиды. Например, у самого младшего сына Натальи - Радика - нет рук. У кого-то порок сердца. Кто-то сильно отставал в развитии из-за жестокого обращения родных. Попав в дом Музенитовой дети и на ноги встают, и расцветают. А сама Наталья говорит, что с каждым ребёнком у неё будто десять лет жизни прибавляется.
Для того чтобы у её ребят было счастливое детство Наталья каждое утро встаёт с петухами. Это единственное время, когда в доме царит тишина. Пока дети спят, Наталья успевает и в доме убрать и обед приготовить:
Наталья Музенитова: «На обед, ну если пюре, 10 литров мы готовим. Борща мы готовим 20 литров. Компота готовим 20 тоже. На день».
Свободного времени при таких объёмах работы у Натальи Ивановны нет совсем. Отдыхать некогда, даже когда старшие дети расходятся на учёбу. В эти часы в «классной комнате» её дома собираются младшие. В роли учительницы сама мама:
Наталья Музенитова: «Вот какая буква это? Какая буква?» - Дети «А-а-а!» - Наталья: «А? Молодцы!»
Добрые дела сами по себе не делаются. Их нужно творить своими собственными руками, - считает Наталья Ивановна. И надеется, что ей позволят усыновить хотя бы ещё одного ребёнка, хотя она способна на большее:
Наталья Музенитова: «И мне всё кажется, мне мало деток, понимаете? Я бы могла справиться, ещё взять бы троих-пятерых детей. И мне можно справляться. Есть сила пока, возможность. Я знаю, что каждый ребёнок, который слёзы на глазах, я должна эти слёзы вытереть и успокоить ребёнка».
Кстати, сама Наталья, овдовевшая много лет назад, недавно вышла замуж во второй раз. Владимир Яценко увидел по телевизору сюжет о семье Музенитовых и понял, что Наталья именно та женщина, которую он ждал уже 15 лет. «Восхитило её душевное богатство и желание делать добро чужим детям», - говорит Владимир. Ну, а Наталью он покорил своими добрыми глазами и тем, что сразу нашёл общий язык с детьми. Так что и в 62 года жизнь только начинается, - уверена многодетная мама и по совместительству «молодая жена» Наталья Ивановна Музенитова.
В программе использованы материалы «Пятого канала»
«Надо считать себя хуже всех. Хочется раздражиться, отомстить или другое что сделать — скорее смирись»
Прежде чем получить сан священника, праведный протоиерей Алексий Мечёв прошёл непростую жизненную школу. Он служил псаломщиком в московском храме на Знаменке. Ему приходилось топить печи, звонить, убираться в церкви и при этом часто получать незаслуженные выговоры от настоятеля. Юный Алексей Мечёв сносил всё с кротостью и благодарил Бога за уроки терпения. А своего настоятеля вспоминал с большой любовью. Став протоиереем и духовным наставником батюшка Алексий говорил своей пастве:
«Надо считать себя хуже всех. Хочется раздражиться, отомстить или другое что сделать — скорее смирись».
Все выпуски программы Слова Святых
- «Надо считать себя хуже всех. Хочется раздражиться, отомстить или другое что сделать — скорее смирись»
- «Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
- «Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
Явление Мхцетского креста — один из древнейших праздников Грузинской Церкви
Грузия приняла христианство ещё в четвёртом веке. Значительно раньше Руси. Христианство на грузинской земле появилось благодаря миссии святой Нины, которая своей проповедью и чудесами убедила грузинского царя Мириама креститься самому и крестить свой народ.
Мириам был убеждённым язычником и долгое время не соглашался принять христианство. Более того, однажды он решил даже убить Нину и всех её единомышленников. Но получил вразумление от Бога — во время охоты в окрестностях города Мцхеты Мириама объяла сверхъестественная тьма. Спастись от нее он смог, только призвав имя Христа. Затем царь увидел на небе сияющий крест, который вознесся на вершину горы. Гора была недалеко от Мцхеты — на месте слияния двух рек Арагви и Куры. Впоследствии чудесный крест на вершине той же горы видели и остальные жители Мцхеты.
Царь Мириам вместе с семьей поспешил принять крещение. Таинство было совершено в речном потоке у подножия горы, на которой появился чудесный крест. В память о своем крещении, а также явлении креста Мириам распорядился поставить на вершине горы деревянный кипарисовый крест. Впоследствии вокруг креста поселились монахи, появилась обитель, которая так же, как и гора, стала именоваться Джвари — в переводе с грузинского «крест».
В поэме Лермонтова «Мцыри» есть такие строки: «Немного лет тому назад, Там, где сливаяся шумят, Обнявшись, будто две сестры, Струи Арагвы и Куры, Был монастырь». Поэт описывает то, самое место, связанное с крещением Мириама — гору и монастырь Джвари. Говорится о Джвари и в одноимённой повести Валерии Алфеевой.
В наши дни Грузинская Церковь считает день памяти явления Мцхетского креста великим праздником. Он отмечается в среду, после дня Святой Троицы. Центром празднования является главный храм Джварийского монастыря — Крестовоздвиженский собор.
Богослужение в нём совершает сам Патриарх-Католикос всей Грузии. Начало службы предваряет традиционный и ставший в наши дни многолюдным крестный ход, который начинается в Мцхете. Во главе шествия несут большое распятие, в него вставлены частички Креста Господня и креста святой Нины, с которым она путешествовала по грузинской земле и проповедовала Христа. По окончании богослужения грузины устраивают вокруг монастыря Джвари народное торжество, которое проходит весело, но без разгула. Во всяком случае, ни одного пьяного грузина я на церковных праздниках никогда не видел.
Все выпуски программы Вселенная православия
Певчие из Москвы. Наталья Сазонова
Я — из молодёжи девяностых. В то время многие мои ровесники приняли Крещение . Стали ходить в храм. Кто тайно, кто открыто. Мы объединялись и сплачивались вокруг Церкви. Восстанавливались храмы. Церковь нуждалась в кадрах.
Мои друзья поступали учиться в духовные школы. По окончании становились священнослужителями, певчими, иконописцами.
Тогда я считала, что возрождение Церкви — дело молодых. И как будто не замечала в храме старшее церковное поколение. Но однажды...
Мне позвонил друг — молодой священник. Рассказал, что месяц назад получил назначение на далёкий сельский приход. Приехал, говорит, на место, а на станции встречают: главный агроном бывшего колхоза и местные бабульки — вот и вся община. Пошли первым делом храм осмотреть. От увиденного опустились руки. Здание громадных размеров, полуразрушенное . В советское время в храме был кинотеатр.
Бабульки заверили: «Соберём народ, расчистим место для службы». И расчистили. Первую службу назначили на кануне воскресного дня, в субботу вечером. К службе тщательно готовились: алтарь обустроили, иконостас поставили, купили нужные церковные книги. Осталось певчих найти.
Батюшка знал, что моя сестра училась на дирижёра церковного хора и пела в храме. Поэтому и позвонил мне с просьбой — найти певчих.
Мы нашли еще двух человека и в вчетвером отправились на тот приход. Батюшка, встретил, привез в храм. Повел показать, где будем петь. Народ с разных деревень собрался.
храм полон. Люди расступаются, пропускают, шепчутся: «Певчие из Москвы приехали. Батюшка певчих-то из Москвы привёз!» Мы невольно ощущали нашу значимость в этой службе.
Встали за загородку для хора- клирос. Там уже две бабульки стояли. Одна чтец — Вера Николаевна, лет 70. Другая, певчая баба Анна, маленькая худенькая старушка с узенькими, почти закрытыми глазами.
Места для хора мало. Мы ноты разложили. Сами встали впереди, бабе Анне встать сзади предложили. Началась служба. Пели слаженно. И вдруг, выясняется, что у нас нет нужной книги, в которой текст молитв воскресной службы. Нам по ней петь, а её батюшкины помощники забыли принести из церковной сторожки. Поздно спохватились. А Вера Николаевна как будто не заметила нашего замешательства. Прочла нужный стих по своей книге и ждёт. Дальше мы петь должны, а мы молчим...
И вдруг голос бабы Анны; поет нужный текст. Все обернулись на бабу Анну. Голова ее была приподнята вверх, глаза закрыты, голосочек тоненький. Поет наизусть. Мы потом узнали, что бабушка Анна — почти слепая.
Когда она поняла, что поёт одна, смутилась, замолчала. Мы зашептали: «Пойте, пойте». Так баба Анна пела все нужные тексты наизусть, пока книгу не принесли. Я смотрела на неё с благоговением.
Какая величина духа и веры в этой маленькой старушке. Вот она — настоящая певчая! Певчая из далёкой глубинки. Она знала наизусть всю воскресную службу. Никакой недуг, никакая немощь не стёрли из её памяти слов молитвы. Она славила воскресшего Христа в своём сердце.
Мы не раз ещё приезжали к батюшке. Пели на службе. Баба Анна была непременно в храме, на клиросе. Становилась, по-своему смирению, сзади нас. Словно ангел-хранитель...
Умерла баба Анна в субботу вечером, под воскресный день.
Мы приехали с ней проститься.
Я смотрела на неё в последний раз и думала: возрождение Церкви- не только дело молодых. Это общее дело! Ведь сохранили её для нас вот такие бабы Анны! Сохранили своей верой!
Автор: Наталья Сазонова
Все выпуски программы Частное мнение