В доме Натальи Музенитовой никогда не бывает тихо. По комнатам носятся дети: кто играет, кто поёт, кто читает вслух. О «весёлой семейке» Натальи ходят легенды не только в городке Миллерово, где она живёт, но и по всей Ростовской области. Повод для этих легенд самый что ни на есть реальный. Наталья – мать тридцати детей! Пятеро из них родные, остальные приёмные.
19 лет назад Наталья Ивановна впервые привела в свой дом чужого малыша. Родная мать хотела сдать его в детский дом. Наталья уговорила её написать отказ от ребёнка в свою пользу. Женщина согласилась, но потребовала большую сумму денег. Пришлось отдать те, что были скоплены на лечение родного сына. Спустя ещё шесть лет, Наталья зашла в детский дом и ей на шею с криком: «Мамочка! Забери меня!» кинулась девочка. Так в доме появилась маленькая Танечка. Потом Наталья усыновила троих детей своей умершей подруги. С каждым годом в полку Музенитовых всё прибывало. Наталья забирает из больниц и детских домов особенных детей. Тех, кого наверняка никто не возьмёт в семью. Это дети-инвалиды. Например, у самого младшего сына Натальи - Радика - нет рук. У кого-то порок сердца. Кто-то сильно отставал в развитии из-за жестокого обращения родных. Попав в дом Музенитовой дети и на ноги встают, и расцветают. А сама Наталья говорит, что с каждым ребёнком у неё будто десять лет жизни прибавляется.
Для того чтобы у её ребят было счастливое детство Наталья каждое утро встаёт с петухами. Это единственное время, когда в доме царит тишина. Пока дети спят, Наталья успевает и в доме убрать и обед приготовить:
Наталья Музенитова: «На обед, ну если пюре, 10 литров мы готовим. Борща мы готовим 20 литров. Компота готовим 20 тоже. На день».
Свободного времени при таких объёмах работы у Натальи Ивановны нет совсем. Отдыхать некогда, даже когда старшие дети расходятся на учёбу. В эти часы в «классной комнате» её дома собираются младшие. В роли учительницы сама мама:
Наталья Музенитова: «Вот какая буква это? Какая буква?» - Дети «А-а-а!» - Наталья: «А? Молодцы!»
Добрые дела сами по себе не делаются. Их нужно творить своими собственными руками, - считает Наталья Ивановна. И надеется, что ей позволят усыновить хотя бы ещё одного ребёнка, хотя она способна на большее:
Наталья Музенитова: «И мне всё кажется, мне мало деток, понимаете? Я бы могла справиться, ещё взять бы троих-пятерых детей. И мне можно справляться. Есть сила пока, возможность. Я знаю, что каждый ребёнок, который слёзы на глазах, я должна эти слёзы вытереть и успокоить ребёнка».
Кстати, сама Наталья, овдовевшая много лет назад, недавно вышла замуж во второй раз. Владимир Яценко увидел по телевизору сюжет о семье Музенитовых и понял, что Наталья именно та женщина, которую он ждал уже 15 лет. «Восхитило её душевное богатство и желание делать добро чужим детям», - говорит Владимир. Ну, а Наталью он покорил своими добрыми глазами и тем, что сразу нашёл общий язык с детьми. Так что и в 62 года жизнь только начинается, - уверена многодетная мама и по совместительству «молодая жена» Наталья Ивановна Музенитова.
В программе использованы материалы «Пятого канала»
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема