Давным-давно это было. Где камни лежали — там теперь леса выросли, где реки бежали — сопки стоят.
У одного охотника была дочь-красавица по имени Ладо. Лицо у неё широкое и белое, как полная луна. Глазки — как чёрная смородина, губы — как спелая малина. Парни от неё глаз отвести не могут, так и звали девушку — Красотуля.
Всё бы хорошо, вот только делать Ладо ничего не умела. Боялись родители, как бы у Красотули руки от тяжёлой работы не загрубели и глаза от рукоделия не покраснели, вот и выросла она неженкой и белоручкой.
Посватался к Ладо один парень-рыбак, но она отвернулась от жениха и говорит:
— Отойди, от тебя рыбой пахнет. Как я с тобой буду жить? Вечно в рыбьей чешуе ходить?
Посватался к Ладо другой парень. Лучшая упряжка собак была у него, хорошее стадо оленей держал.
Но Ладо на него даже руками замахала:
— Отойди, от тебя собаками пахнет. Как с таким жить буду? Придётся каждый день твоих собак кормить...
Говорит мать Ладо:
— Зачем попрекаешь парней работой, зря обижаешь, нехорошо это. Где ты себе жениха собираешься искать, на небе, что ли?
Запали в душу Ладо эти слова. Пошла она в лес, нашла самое высокое дерево и решила по нему на небо взобраться, жениха там поискать. Да только сучок под ней подломился, и упала Ладо вниз, на мягкий мох. Лежит девушка под деревом, плачет: ногу ушибла, встать не может.
А тут как раз парень-охотник по тайге шёл. Увидел он под деревом девушку, взял на руки, домой понёс.
— Значит, ты и есть мой небесный жених,— говорит Ладо.
— Навряд ли, — усмехнулся парень. — Я к тебе уже сватался, и ты сказала, что от меня зверем пахнет.
— У меня отец — тоже охотник, я привыкла, — говорит девушка. — Приходи снова к нему меня сватать.
— Может, и приду, — сказал парень. — Только ты, Красотуля, сначала научись огонь в очаге разводить и обед варить — я с охоты голодным прихожу. Научись шкурки выделывать, мне в этом деле помощница нужна. А ещё халаты оленьим волосом вышивать, чтобы мы дома красивыми и в тепле ходили...
— Ради тебя я всему научусь, — сказала Ладо. — Ты меня в тайге спас, я тебя как свою жизнь любить буду.
Вскоре Ладо с молодым охотником и свадьбу сыграли. Дети у них родились — просто на загляденье: личики широкие и белые, глазки — как чёрная смородина. Говорят, от них все негидальцы пошли — дальневосточная народность, живущая в низовьях Амура и по берегам реки Аргуни.
Только Ладо своих детей с ранних лет к труду приучала, помня о том, как она из-за своей избалованности чуть семейного счастья не лишилась. Ведь где труд, там и счастье.
(по мотивам негидальской сказки)
Пасхальное утро в натюрморте Станислава Жуковского
«Пасхальный натюрморт» — воспоминание художника о светлом Христовом Воскресении 1915 года, которое Жуковские встречали на даче под Тверью. На рассвете семья живописца вернулась домой после пасхального богослужения и спешит сесть за праздничный стол.
— О, Маргарита Константиновна, у вас новая картина на стене! Замечательная репродукция работы Станислава Жуковского «Пасхальный натюрморт»! Я видел это полотно в Третьяковской галерее и должен сказать, что здесь прекрасно переданы краски подлинника, оригинальное цветовое решение. Смотрите, в полумраке гостиной, обставленной мебелью красного дерева, сочным пятном — круглый стол, накрытый белоснежной скатертью и ярко сервированный.
— И тёмное пространство комнаты — словно рама, которая подчеркивает радостную светлую палитру праздничного стола. Здесь и нежная зелень и голубизна гиацинтов, и золото апельсинов, и разноцветье крашеных яиц.
— Меня только знаете, что удивляет, Маргарита Константиновна? Почему скатерть лежит так небрежно? Даже часть столешницы осталась открытой. Как будто готовили трапезу спешно, впопыхах.
— Нет, Андрей Борисович, готовили тщательно, а спешно накрывали на стол. Мы видим на картине раннее пасхальное утро. Полотно написано в 1915 году, Жуковские тогда встречали светлое Христово Воскресение на даче, в усадьбе Островки, в поселке Молдино под Тверью. Художник запечатлел воспоминание: семья только что пришла с пасхального богослужения. Всю ночь родные молились в маленькой деревянной церквушке Успения Пресвятой Богородицы. С рассветом усталые и счастливые они вернулись домой и спешат подкрепиться праздничными яствами
— Какое знакомое светлое чувство! Ты не спал всю ночь, и хотя усталость одолевает и ноги уже не держат, но в ушах все ещё звенит ликующее «Христос Воскресе!», и душа поет. В этот момент, действительно, не обращаешь внимания на такие мелочи, как сбившаяся на столе скатерть. А пасхальная еда кажется продолжением радости, её материальным воплощением.
— Потому блюда пасхального стола и готовятся заранее, с особым вниманием и настроем. И почти каждое из них связано с памятью о главном событии в истории человечества — победе Христа над смертью.
— Так, предание о Марии Магдалине объясняет традицию красить яйца на Пасху. Святая дошла с проповедью до Рима, где возвестила императору Тиберию: «Христос Воскресе!». А правитель ответил: «Этого не может быть, как вот это куриное яйцо, лежащее на столе, не может стать красным». И в этот миг случилось чудо — яйцо окрасилось в алый цвет.
— Другие блюда пасхального стола тоже имеют свою историю Кулич, например, называют домашним артосом. Это, как вы помните, такая большая просфора, которую освящают один раз в году, на Пасху.
— Конечно, помню. Интересно, что традиция освящения артоса тянется с евангельских времен. Апостолы, когда собирались на трапезу, место во главе стола оставляли Христу и полагали там хлеб. И артос символизирует незримое присутствие Спасителя в нашей жизни. А освящённый кулич — это, как вы верно заметили, подобие праздничной просфоры на домашнем столе.
— А вот на картине ещё одно праздничное блюдо — творожная пасха. Яство недаром носит название праздника — его вкус должен напоминать о радости Царствия Небесного, открытого для человека после Воскресения Христова.
— О Рае напоминает и обилие цветов на столе. Гиацинты, подснежники...
— Жуковские специально выращивали их к празднику. За подснежниками Станислав Юлианович ходил в лес, как только появлялись проталины. Прошлогодняя пожухлая трава обнажалась, художник выкапывал из мёрзлой земли корни цветов и сажал их дома в ящик с землёй, чтобы они расцвели к Пасхе.
— Есть всё-таки в таких предпасхальных заботах особый смысл. Человек хлопочет о земном, но сердце его устремлено к Богу.
— Станислав Жуковский в своём «Пасхальном натюрморте» смог отразить и гастрономические подробности праздничного стола, и ликование о Воскресении Христа. Разделить радость художника может всякий, побывав в Третьяковской галерее.
5 мая. О славном Христовом Воскресении
Сегодня 5 мая. Светлая Пасха Христова.
О славном Христовом Воскресении, — священник Алексий Долгов.
5 мая. О радостной вести о Воскресении Христа
Сегодня 5 мая. Светлая Пасха Христова.
О радостной вести о Воскресении Христа, — священник Алексий Дудин.