Евангелие от Матфея, Глава 7, стихи 1-8

История знает нескольких художников по фамилии Брейгель. Наиболее известным из них является Питер Брейгель Старший — по прозвищу Мужицкий. Несмотря на огромный талант и большую известность, Брейгель сознательно отказывался от заказных работ. Его, например, совершенно не интересовали парадные, а, значит, хорошо оплачиваемые портреты. Вместо знатных соотечественников художник старательно изображал людей простого происхождения. Потому и получил прозвище «Мужицкий».
Некоторые работы Брейгеля, в особенности поздние, являются отражением той эпохи, в которой пришлось жить художнику. Вторая половина 16-го века — время, когда европейские католики и протестанты ожесточенно убивали друг друга. Брейгель с ужасом смотрел на происходящее и, фактически обвиняя правителей Европы в безумной слепоте, написал картину «Притча о слепых». На ней представлен знаменитый евангельский сюжет — слепые ведут слепых и все вместе падают в яму.
Этот образ мы слышали в сегодняшнем чтении. Господь Иисус обращается к Своим оппонентам и укоряет их за духовную слепоту. Зрение книжников и фарисеев оказалось омрачено гордостью и властолюбием. Видя чудеса Христовы, они решительным образом отказывались признать в Нем Мессию — долгожданного Царя и Сына Божьего. Укоряя Спасителя, Его учеников, законники при этом не замечали, в каком состоянии сами находятся, какие бревна торчат у них из глаз.
Образ слепого вождя легко считывался современниками Господа Иисуса. В древнем Израиле принято было считать, что научить чему-либо может только тот, кто сам в полной мере овладел знанием. И если речь шла о знании духовном, то учительство в данной области требовало от наставника и рассудительности, и крепкой веры, и, безусловно, навыка искренней молитвы. Таким Учителем с большой буквы сначала для апостолов, а затем для всей Церкви становится Сам Христос. Господь Иисус подает нам пример того, как следует верить, как необходимо рассуждать о духовном, как правильно поступать в отношении мирского. Но самое главное — как верно обращаться к Богу с молитвой.
Благодаря Христу мы получили возможность обращаться ко Господу не как к властелину, повелителю, судье, а как к Отцу. Откровение, полученное нами через Спасителя, есть абсолютное знание, выше которого нет ничего. В том и состоит смысл призыва Господа Иисуса настойчиво просить у Бога, стучать в двери Его Царства. Во Христе мы находим совершенство, в Нем и через Него мы достигаем недосягаемых ранее высот Богообщения. Дар, полученный благодаря Спасителю, приобретает при этом уникальные, свойственные каждому из нас черты. Но не замыкается на отдельном христианине, а транслируется вовне.
Настоящий ученик Спасителя становится тем самым хорошим деревом, о котором говорится в евангельском чтении. Деревом с добрыми плодами, которыми питаются многие и многие люди. Укрепляясь от них духовно. А еще настоящий ученик Спасителя становится зрячим наставником, способным и другим указать путь в Царство Небесное. Потому что избавился благодаря Богу от духовной слепоты и теперь ясно видит путь в обители Отчие.