
Апостол Павел. Худ.: Джованни Франческо Барбьери
Рим., 80 зач., I, 18-27.
Глава 1.
18 Ибо открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков, подавляющих истину неправдою.
19 Ибо, что можно знать о Боге, явно для них, потому что Бог явил им.
20 Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны.
21 Но как они, познав Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце; 22 называя себя мудрыми, обезумели, 23 и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся,- 24 то и предал их Бог в похотях сердец их нечистоте, так что они сквернили сами свои тела.
25 Они заменили истину Божию ложью, и поклонялись, и служили твари вместо Творца, Который благословен во веки, аминь.
26 Потому предал их Бог постыдным страстям: женщины их заменили естественное употребление противоестественным; 27 подобно и мужчины, оставив естественное употребление женского пола, разжигались похотью друг на друга, мужчины на мужчинах делая срам и получая в самих себе должное возмездие за свое заблуждение.

Комментирует священник Антоний Борисов.
Комментирует священник Антоний Борисов.
Библия настолько многогранная книга, что может считаться, в том числе, и учебником по педагогике. Доказательств этому предостаточно. Наиболее ярким и популярным из них является эпизод, связанный с личностью апостола Павла. Павел, совершая свое второе миссионерское путешествие по городам Римской империи, прибыл в город Афины. Там он выступил перед членами Ареопага — верховного суда и наиболее авторитетного органа управления Афинами. Павел начал свою речь с того, что похвалил афинян за их набожность. Это, конечно, было педагогическим приемом и некоторым преувеличением. Афиняне были закостенелыми язычниками — они почитали множество богов, каждому из них афиняне поставили по жертвеннику. Греческие язычники были настолько суеверны, что боялись кого-то из своих богов обидеть. Поэтому афиняне, на всякий случай, воздвигли жертвенник в честь «неведомого бога», то есть того, имя которого им еще не известно. Апостол Павел, встав перед членами Ареопага, похвалил афинян за такой поступок и сказал, что пришел открыть им имя того самого неведомого Бога. Ареопагиты в начале с интересом слушали Павла, но затем, к сожалению, отвергли его проповедь. Несмотря на постигшую его в Афинах неудачу, апостол не отказался о своей миссии. В дальнейшем его педагогический талант принес удивительные плоды. Путешествуя по империи, Павел многих евреев и язычников обратил в христианство. Для каждого он находил именно те аргументы, которые помогали человеку убедиться в истинности и спасительности учения Иисуса Христа. Педагогический опыт апостола Павла нашел отражение и в его посланиях. Отрывок одного из них, послания к Римлянам, читается сегодня во время утреннего богослужения.
Прозвучавший отрывок из послания к римлянам является еще одним доказательством педагогической мудрости апостола Павла. Павел прекрасно понимал, что христианская Церковь состоит из представителей различных национальностей и культур, людей разного социального положения, образования, достатка. Причем их соседство древних христиан не всегда было мирным. Некоторые (выходцы из иудаизма), к примеру, были убеждены, что являются христианами «высшего сорта», и бывшие язычники должны во всем к ним прислушиваться. Римляне и эллины позиционировали себя в качестве наследников мудрецов античности, а потому смотрели на не столь интеллектуальных собратьев с Ближнего востока несколько свысока.
Апостол Павел пытался всячески примирить древних христиан и показать им, что перед Христом все люди, с одной стороны, равны, но при этом несут по отношению к Богу различную ответственность. С точки зрения святого Павла, евреи, безусловно, занимают в Церкви особое место. В том смысле, что народ Израильский был избран Богом. Господь через пророка Моисея дал евреям закон, который охранял их от влияния древних язычников. Впрочем, по мысли Павла, Ветхий закон — это великий дар от Господа, но и большая ответственность. Имеющий закон будет судиться по закону. Тот, кто закона не знает тоже предстанет перед Богом, но будет отвечать не за исполнение закона, а за то — жил по ли он по совести или против нее. Таким образом, чем больше благодать — тем бОльшую ответственность человек несет за нее перед Богом. Потому главное, о чем должен пристально заботиться христианин, какой мотивацией он руководствуется, исполняя заповеди Божии. Если в основании всего лежит меркантильность, то ничего доброго совершение дел закона не принесет. Если же в корне всего находится любовь к Богу и доверие к Нему, тогда в сердце человека поселится благодать Духа Святого — источник жизни вечной. Потому и говорит апостол Павел — «праведный верою жив будет».
3 июля. О кротости и смирении Христа

В 11-й главе Евангелия от Матфея есть слова Христа: «Я кроток и смирен сердцем».
О кротости и смирении Христа — священник Захарий Савельев.
Смирение Христа заключается в том, что Он, будучи Богом, будучи Творцом, воплотился и стал человеком. В этом Его кротость и смирение заключаются как Бога— Бог, Который снизошел до человеческого естества.
Но, кроме того, кротость и смирение Спасителя ещёи проистекает из Его земной жизни как человека, потому что Он не гнушался хромых, слепых. Спаситель принимал всех людей и не оставлял без Своего внимания не только людей обычной наружности, но в том числе и болящих.
Но, кроме того, и смирение Спасителя заключается в том, что на Тайной Вечере, будучи Учителем и Наставником, а также Богом и Спасителем целого мира, Он умыл ноги Своим ученикам. Это действительно великая кротость и великое смирение и большой пример для подражания всем нам.
И по сей день при совершении Таинства Евхаристии эта кротость и смирение каждому из нас напоминается через чтение Священного Писания на литургии и, в общем-то, образом богослужения. Само совершение литургии нам это паки и паки напоминает. Вообще, то, что мы совершаем Божественную литургию, что мы кусаем зубами Того, на Кого ангелы боятся смотреть, как говорил об этом святитель Иоанн Златоуст.
Все выпуски программы Актуальная тема
3 июля. О превозношении

В 11-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Если же превозносишься, то вспомни, что не ты корень держишь, но корень тебя».
О превозношении — священник Родион Петриков.
О, как легко забыть эту простую истину, особенно когда речь идёт о вере, традициях, нашей национальной или даже церковной принадлежности!Человек может гордиться тем, что он — часть правильного народа, истинной конфессии и духовной элиты.
Вот именно такому человеку апостол напоминает:«Корень не ты, не мы, а Бог». Представьте себе ветвь, которая начнёт хвалиться: «Я самая зелёная, я самая плодовитая». Но что будет, если её отсечь от дерева? Что останется? Да, только сухая палка.
Так и мы, наша вера, традиции — всё это имеет смысл, только пока мы живём живой жизнью со Христом Спасителем. Гордость в вере — это особый соблазн. Кажется, что ты ближе к Богу, выше, интересней, правильней, праведней, но корень не в этом. Корень — Христос Иисус.
И если мы забываем об этом, наша вера может превратиться в фарисейство. Так что сегодня хороший день, чтобы спросить себя: «А не превозношусь ли я, не думаю ли я, что моя праведность — моя заслуга?»
Ведь, честно сказать, если и есть в нас что-то доброе, то это потому, что нас питает Божья Христова благодать.
Все выпуски программы Актуальная тема
3 июля. О самоотверженном труде Маргариты Рудомино

Сегодня 3 июля. В этот день в 1900 году родилась библиограф и библиотекарь Маргарита Рудомино.
О её самоотверженном труде — протоиерей Артемий Владимиров.
Это корифей библиотечного дела Советской России.Родилась Маргарита Ивановна задолго до революции и вошла во вторую треть XX столетия превосходным знатоком иностранных языков (преимущественно французского, английского), библиотекарем высочайшей квалификации, что позволило ей добиться строительства особого здания, которое нынче называется Библиотекой иностранной литературы.
Маргарита Ивановна — человек слова и дела. Совершенно самоотверженно трудилась она из года в год, и мы ей обязаны: новым методам библиотечного дела, связям библиотек между собой, также контактам с иностранными библиотеками.
Между прочим, Маргарита Ивановна — основоположник особого метода изучения иностранных языков. Курсы, ею основанные, сейчас называются Лингвистическим университетом или Институтом иностранных языков Мориса Тореза на Остоженке.
Так что сотни и тысячи студентов, сами того не зная, выходят специалистами, художественными, синхронными переводчиками благодаря гению Маргариты Ивановны.
Все выпуски программы Актуальная тема