Деян., 39 зач., XVII, 1-15.
Глава 17.
1 Пройдя через Амфиполь и Аполлонию, они пришли в Фессалонику, где была Иудейская синагога.
2 Павел, по своему обыкновению, вошел к ним и три субботы говорил с ними из Писаний,
3 открывая и доказывая им, что Христу надлежало пострадать и воскреснуть из мертвых и что Сей Христос есть Иисус, Которого я проповедую вам.
4 И некоторые из них уверовали и присоединились к Павлу и Силе, как из Еллинов, чтущих Бога, великое множество, так и из знатных женщин немало.
5 Но неуверовавшие Иудеи, возревновав и взяв с площади некоторых негодных людей, собрались толпою и возмущали город и, приступив к дому Иасона, домогались вывести их к народу.
6 Не найдя же их, повлекли Иасона и некоторых братьев к городским начальникам, крича, что эти всесветные возмутители пришли и сюда,
7 а Иасон принял их, и все они поступают против повелений кесаря, почитая другого царем, Иисуса.
8 И встревожили народ и городских начальников, слушавших это.
9 Но сии, получив удостоверение от Иасона и прочих, отпустили их.
10 Братия же немедленно ночью отправили Павла и Силу в Верию, куда они прибыв, пошли в синагогу Иудейскую.
11 Здешние были благомысленнее Фессалоникских: они приняли слово со всем усердием, ежедневно разбирая Писания, точно ли это так.
12 И многие из них уверовали, и из Еллинских почетных женщин и из мужчин немало.
13 Но когда Фессалоникские Иудеи узнали, что и в Верии проповедано Павлом слово Божие, то пришли и туда, возбуждая и возмущая народ.
14 Тогда братия тотчас отпустили Павла, как будто идущего к морю; а Сила и Тимофей остались там.
15 Сопровождавшие Павла проводили его до Афин и, получив приказание к Силе и Тимофею, чтобы они скорее пришли к нему, отправились.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
В сегодняшнем чтении мы слышим о том, как апостол Павел приходит в город Фессалоники и проповедует в местной синагоге. Три субботы подряд он разъясняет им, что Иисус, о котором они, вероятно, слышали, и есть тот самый Мессия, которого они ждут. Проповедь эта была очень рискованной, так как слушать его могли и те, кто знал произошедшее не понаслышке. С точки зрения иудейских старейшин проповедь Христа, была проповедью лжепророка, который был казнен римлянами при участии синедриона. И все же апостол бесстрашно говорил о Христе. При чем делал это, как бы мы сказали вполне квалифицированно, как тот, кто прекрасно знал иудейскую традицию. Не менее важно в этой проповеди и то, что апостол никого не обвиняет. Вполне вероятно, что за три субботы он мог говорить и об этом, но мотив обвинения явно не был центром его проповеди. Более того, из самих Писаний было очевидно, что все произошедшее со Христом — исполнение замысла, которому надлежало исполниться. Он пострадал, умер и воскрес. Нет нужды тратить время на обвинения, мессия жив и вера в него — это продолжение завета.
Иудейская община Фессалоник оказалась разделена на тех, кто поверил словам Павла и тех, кто ему не поверил. Причем, удивительная деталь: те, кто не поверили, оказались готовы к клевете. Они приходят к дому того, кто принял апостола в своем доме и не найдя самого Павла схватили Иасона и повели его к городскому начальству. Они не поверили, хотя видели, что слова апостола основаны на Писании. Если бы это был искренний выбор, простое недопонимание, они могли бы вступить в спор, могли бы отстаивать свою правоту. Но неверие их было неискреннее, а значит аргументов не было, кроме одних — клеветнических. Они стали говорить, что Павел, проповедует иного царя, кроме кесаря. Страшное обвинение в любые времена... практически госизмена. Только римские власти, причем заметим, языческие власти, оказались в этом случае честнее, чем те, для кого клевета была страшным грехом. Они разобрались и отпустили Иасона домой, а апостолу пришлось еще долго уходить от тех, кто продолжал его преследовать.
На первый взгляд, сегодняшнее чтение говорит нам о тех трудностях, с которыми сталкивался апостол Павел на своем пути. Однако на более глубоком уровне оно о том, что нельзя защищать Бога, становясь на сторону зла. Люди, которые не поверили апостолу не остановились на этом, но пошли дальше. Этот выбор породил в них готовность клеветать и такую озлобленность, которая сделала их хуже язычников. Хуже не потому, что языческий мир не знал клеветы или озлобленности, но потому что они находились в завете и знали Божий закон. Думая о поведении иудеев, которые считали, что защищают истину, важно понимать: истина, даже если она нуждается в защите, нельзя защищать с помощью греха. Бог поругаем не бывает и правда Божия в любом случае победит. Но чтобы разделить радость этой победы, мы сами должны жить праведно.
Традиции празднования Успения Богородицы на Кипре
В церковном календаре есть несколько больших праздников, посвященных Пресвятой Богородице. К таковым относится, например, Успение Божьей Матери. Совершая празднование Успения Девы Марии, мы вспоминаем Ее земную кончину, а также связанное с ней чудо. Согласно церковному вероучению, Богородица вознеслась на Небо не только душой, но и телом. И теперь молится за нас перед Престолом Божиим. Успение Богородицы — один из наиболее почитаемых церковных праздников в нашей стране. На территории России существует большое количество храмов, освященных именно в честь Успения. Один из главных храмов нашей Церкви, Патриаший кафедральный Успенский собор Московского Кремля, как вы уже догадались, посвящен событию Успения.
В настоящее время Успение Богородицы Марии празднуется у нас 28 августа по новому стилю. В тех Православных Церквях, что живут не по старому календарю, как наша, а по новому, празднование Успения совершается 15 августа. Так происходит, например, в Кипрской Православной Церкви. Успение Богородицы — один из главных праздников для православных киприотов. Дело в том, что исторически Кипр непосредственно связан с личностью и служением Девы Марии. После Вознесения Христа на Небо Богородица, как и апостолы, отправилась в путешествие с целью проповеди учения Спасителя. Одним из мест, где Она хотела побывать, был остров Кипр.
В настоящее время на Кипре Успение Богоматери является официальным выходным днем. Главные торжества праздника проходят в Киккском монастыре. Киккский мужской монастырь является главной монашеской обителью острова и расположен в его западной части. По своему значению Киккский монастырь сравним с нашей Троице-Сергиевой Лаврой. Полное его название — «Священный царский монастырь Киккской иконы Божией Матери». Здесь хранится одна из главных святынь Кипрской Церкви — Киккская икона Богородицы, написанная по преданию апостолом Лукой. Здесь же проходят главные успенские торжества.
Ежегодно к 15 августа в Киккский монастырь съезжается несколько тысяч православных киприотов. Все они стремятся принять участие в торжественном ночном богослужении, посвященном празднику Успения. Наиболее впечатляющим моментом службы является крестный ход, во главе которого несется плащаница — вышитая икона с изображением усопшей Богородицы. По традиции по окончании шествия киккские монахи встают с плащаницей перед входом в главный храм обители и все участники крестного хода проходят под ней, тем самым получая благословение Божьей Матери.
В день Успения рядом с Киккским монастырем и иными монашескими обителями, посвященными Богородице, проходят ярмарки традиционных для Кипра товаров. На них можно, например, купить отличные овощи и фрукты, а также различные сладости. Успение также считается на Кипре праздником добра и милосердия. Все православные киприоты стараются в этот день подражать Богоматери, оказывать помощь и проявлять понимание по отношению ко всем окружающим. На острове шутят, что в день Успения даже полицейские не выписывают штрафов. Довольно часто такая шутка соответствует действительности, хотя киприоты народ честный и никогда успенской добротой служителей закона не злоупотребляют.
Все выпуски программы Вселенная православия
Диана Берлин. «Неформат, или Дни радио»
В нашей профессии, друзья — а я говорю сейчас, как человек, годами причастный отечественному радиоэфиру, — есть люди, в применении к которым слово «легендарный» звучит естественно и надёжно. Мы радуемся, что работали и работаем с ними в одно время, думаем о них с удивлением: «...вот надо же, мол, я помню такого-то и такую-то; а с этим (с самим!) — до сих пор сталкиваемся в одних и тех же коридорах медиахолдинга». Вот, в таком примерно духе.
Это я к тому, что однажды мне повезло получить из рук легендарной радиоведущей и журналистки Дианы Берлин (а я и впрямь работал с нею в одной из её передач) — воспоминания: «Неформат, или Дни радио»: изящный томик в сто пятьдесят страниц, изданный столичным издательством «Время» в 2014 году.
...Перечислять места службы или созданные Дианой Берлин радиостанции, её звания и награды — сейчас не стану: загляните в интернет-энциклопедию сами.
Скажу только, что она была последним главным редактором ушедшего, увы, в историю «Радио-1» — Первого Радио страны. Галерея же знаменитостей из мира культуры (эстрада, литература, музыка, кино; многие стали близкими друзьями), — с которыми работала Берлин — поверьте, невероятна.
Она пришла на радио в 1970-м. И это, несомненно, был Божий промысел.
Мечтала о радио с детства.
1970-й!.. — я тогда ещё ходил в детский садик, няни-то у нас не было.
А у Дианы — была. Когда я прочитал книгу «Неформат, или Дни радио», то сразу поделился с автором своими восторгами. Диана Иосифовна с улыбкой выслушала меня и спросила: «...а про няню мою помните? Ведь всё лучшее во мне — от неё...»
«Нас было четверо: папа, мама, я и няня. Моя любимая, незабвенная няня Ксения Тимофеевна Толстых. Ближе человека у меня не было и не будет. Она появилась у нас в первые дни после моего рождения, и первое слово моё было «няня». До тридцати пяти моих лет мы были неразлучны. Её дочь Нюра (знатная доярка, жила под Волгоградом) часто говорила: «Да-а, мама тебя больше любит, чем меня и брата». Мы с няней молчали, потому что обе знали, что так и есть на самом деле. Эта любовь и породила между нами особую связь, которую не разрушила даже её кончина...»
Из книги Дианы Берлин «Неформат, или Дни радио», читала автор.
Я записывал легенду нашей радиожурналистики посереди горячего рабочего дня — в салоне её автомобиля. Она по-прежнему в работе. Записывал и любовался ею.
...С вами был Павел Крючков, и давайте послушаем окончание мемуаров Дианы Берлин, её дивного свидетельства «Неформат, или дни радио». Читает автор.
«У каждого человека должен быть свой причал. Именно он даёт силы, укрепляет дух. Только когда есть причал — внутри тебя добро побеждает зло. И только благодаря причалу возникает стержень, который не позволяет сломаться и помогает сохранить нравственные ценности, заложенные в корнях. То же самое можно сказать и о радио. Корни художественного вещания в нашей стране настолько сильны, что рано или поздно всё восстановится, и тогда наши внуки не услышат в эфире радиостанций и телеканалов: Пети́па; Бала́нчин; Кустоди́ев; закупо́рка; гостиница «Метро́поль»; отроко́вица... И, наконец, совсем уже непостижимое: Анна Ивановна Ахматова; остатки царской семьи...
К сожалению, список можно продолжать. Ведь наша эпоха Возрождения ещё не наступила... Потому я и написала эту книгу, в надежде на то, что она станет поводом для воспоминаний о Первом Радийном Причале. И люди, и события живы, пока о них помнят. И кто знает, может быть, воспоминания рождают действия? Как сказал Солженицын: «Ведь только память способна удержать и наполнить смыслом наше прошлое»...»
Все выпуски программы Закладка Павла Крючкова
Более 6000 детей получили помощь фонда «Настенька», поддержите работу фонда
Это осенью Тимофею исполнилось три года, он до сих пор вспоминает свой яркий день рождения: вкусный торт с фигуркой героя из любимого мультфильма и чудесное шоу с мыльными пузырями. Это первый праздник, который Тима встретил вне больницы, в кругу близких людей — вместе с папой и мамой, братом и сестрой. Мальчик был в полном восторге, улыбка не сходила с его лица.
Два года назад у Тимофея обнаружили опухоль головного мозга и долгое время он провёл в больнице. Ему сделали сложную операцию, после неё малышу пришлось заново учиться стоять, сидеть и даже глотать пищу. Чтобы полностью восстановиться мальчику необходима длительная реабилитация, которую родители оплатить не могут. На помощь им пришёл благотворительный фонд «Настенька». Он поддерживает семью на протяжении всего лечения Тимы. Благодаря чему сегодня ребёнок может самостоятельно есть, сидеть и ходить с опорой.
«Я вижу, как Тима меняется. Конечно, нам ещё многому нужно научиться. Но то, что мы уже приобрели — бесценно!», — говорит мама мальчика.
Благотворительный фонд «Настенька» 22 года помогает тяжелобольным детям и их родным — оплачивает лекарства, лечение и реабилитацию. За всё время работы фонда помощь получили более 6000 детей. Вы можете поддержать проект и его подопечных, таких, как Тима. Для этого переходите на сайт фонда «Настенька» и нажимайте кнопку «Помочь сейчас». О том, как ещё принять участие в добрых делах, вы можете узнать, связавшись с сотрудниками фонда: nastenka.ru
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов