
Деян., 39 зач., XVII, 1-15.
Глава 17.
1 Пройдя через Амфиполь и Аполлонию, они пришли в Фессалонику, где была Иудейская синагога.
2 Павел, по своему обыкновению, вошел к ним и три субботы говорил с ними из Писаний,
3 открывая и доказывая им, что Христу надлежало пострадать и воскреснуть из мертвых и что Сей Христос есть Иисус, Которого я проповедую вам.
4 И некоторые из них уверовали и присоединились к Павлу и Силе, как из Еллинов, чтущих Бога, великое множество, так и из знатных женщин немало.
5 Но неуверовавшие Иудеи, возревновав и взяв с площади некоторых негодных людей, собрались толпою и возмущали город и, приступив к дому Иасона, домогались вывести их к народу.
6 Не найдя же их, повлекли Иасона и некоторых братьев к городским начальникам, крича, что эти всесветные возмутители пришли и сюда,
7 а Иасон принял их, и все они поступают против повелений кесаря, почитая другого царем, Иисуса.
8 И встревожили народ и городских начальников, слушавших это.
9 Но сии, получив удостоверение от Иасона и прочих, отпустили их.
10 Братия же немедленно ночью отправили Павла и Силу в Верию, куда они прибыв, пошли в синагогу Иудейскую.
11 Здешние были благомысленнее Фессалоникских: они приняли слово со всем усердием, ежедневно разбирая Писания, точно ли это так.
12 И многие из них уверовали, и из Еллинских почетных женщин и из мужчин немало.
13 Но когда Фессалоникские Иудеи узнали, что и в Верии проповедано Павлом слово Божие, то пришли и туда, возбуждая и возмущая народ.
14 Тогда братия тотчас отпустили Павла, как будто идущего к морю; а Сила и Тимофей остались там.
15 Сопровождавшие Павла проводили его до Афин и, получив приказание к Силе и Тимофею, чтобы они скорее пришли к нему, отправились.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
В сегодняшнем чтении мы слышим о том, как апостол Павел приходит в город Фессалоники и проповедует в местной синагоге. Три субботы подряд он разъясняет им, что Иисус, о котором они, вероятно, слышали, и есть тот самый Мессия, которого они ждут. Проповедь эта была очень рискованной, так как слушать его могли и те, кто знал произошедшее не понаслышке. С точки зрения иудейских старейшин проповедь Христа, была проповедью лжепророка, который был казнен римлянами при участии синедриона. И все же апостол бесстрашно говорил о Христе. При чем делал это, как бы мы сказали вполне квалифицированно, как тот, кто прекрасно знал иудейскую традицию. Не менее важно в этой проповеди и то, что апостол никого не обвиняет. Вполне вероятно, что за три субботы он мог говорить и об этом, но мотив обвинения явно не был центром его проповеди. Более того, из самих Писаний было очевидно, что все произошедшее со Христом — исполнение замысла, которому надлежало исполниться. Он пострадал, умер и воскрес. Нет нужды тратить время на обвинения, мессия жив и вера в него — это продолжение завета.
Иудейская община Фессалоник оказалась разделена на тех, кто поверил словам Павла и тех, кто ему не поверил. Причем, удивительная деталь: те, кто не поверили, оказались готовы к клевете. Они приходят к дому того, кто принял апостола в своем доме и не найдя самого Павла схватили Иасона и повели его к городскому начальству. Они не поверили, хотя видели, что слова апостола основаны на Писании. Если бы это был искренний выбор, простое недопонимание, они могли бы вступить в спор, могли бы отстаивать свою правоту. Но неверие их было неискреннее, а значит аргументов не было, кроме одних — клеветнических. Они стали говорить, что Павел, проповедует иного царя, кроме кесаря. Страшное обвинение в любые времена... практически госизмена. Только римские власти, причем заметим, языческие власти, оказались в этом случае честнее, чем те, для кого клевета была страшным грехом. Они разобрались и отпустили Иасона домой, а апостолу пришлось еще долго уходить от тех, кто продолжал его преследовать.
На первый взгляд, сегодняшнее чтение говорит нам о тех трудностях, с которыми сталкивался апостол Павел на своем пути. Однако на более глубоком уровне оно о том, что нельзя защищать Бога, становясь на сторону зла. Люди, которые не поверили апостолу не остановились на этом, но пошли дальше. Этот выбор породил в них готовность клеветать и такую озлобленность, которая сделала их хуже язычников. Хуже не потому, что языческий мир не знал клеветы или озлобленности, но потому что они находились в завете и знали Божий закон. Думая о поведении иудеев, которые считали, что защищают истину, важно понимать: истина, даже если она нуждается в защите, нельзя защищать с помощью греха. Бог поругаем не бывает и правда Божия в любом случае победит. Но чтобы разделить радость этой победы, мы сами должны жить праведно.
1 июля. Об отношении ко Христу Его современников

В 11-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Пришёл Сын Человеческий, ест и пьёт; и говорят: вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам».
Об отношении ко Христу Его современников — священник Стахий Колотвин.
Почему совместные застолья Господа с грешниками, с мытарями воспринимали настороженные люди, которые Его плохо знали?
Вот апостолы, они от души вместе с Господом пировали, и никак у них радости в сердце от этого меньше не становилось. Единственное, что смущение из-за критики окружающих фарисеев могло появиться.
На самом деле, нам это можно понять, глядя на невоцерковленных людей, которые вроде Христа уважают, признают, считают, что можно какие-то Его заповеди исполнять, но всё равно знают плохо, потому что точно так же есть подкинутый лукавым стереотип:«Ой, если ты следуешь за Христом, это сплошные страдания, нельзя веселиться, надо постоянно грустить».
Нет, всё-таки, если мы посмотрим, да, в Евангелии есть моменты, где Господь идёт на Голгофу, где Он говорит: «Возьми свой крест, иди за Мною». Но если мы посмотрим на процент, посвящённый этому в евангельском тексте, и процент, где Господь радостно проводил время, — да, в поучениях, да, в наставлениях, да, в путешествиях, вместе со Своими учениками, — то мы увидим, что всё-таки Господь в основном даёт нам такую опору для счастливой жизни с Ним уже сейчас, несмотря на наши грехи.
Поэтому, если ты постоянно ходишь мрачный и угрюмый, значит, что-то в твоей жизни не так. Господь пришёл, чтобы с нами, грешными, вместе здесь порадоваться. Однако вот возьмёт Он с Собой в Царство Небесное или нет, это уже зависит от наших усилий.
Все выпуски программы Актуальная тема
1 июля. О смелости пророчества Исаии

В 10-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Исаия смело говорит: Меня нашли не искавшие Меня; Я открылся не вопрошавшим о Мне».
О смелости пророчества Исаии — священник Родион Петриков.
Почему апостол Павел называет эти слова Исаии смелыми? Потому что они переворачивают человеческую логику.
Нам привычно думать, что Бог открывается только тем, кто Его ищет, кто, так сказать, достоин. А тут всёсовершенно иначе. Господь Сам приходит к тем, кто даже не думал о Нём.
Это вызов религиозной гордыне. Это как если бы хозяин виноградника, вместо работников, которые трудились у него весь день, первым делом накормил бы случайных прохожих.
Но в этом и есть Евангелие: никогда око за око и зуб за зуб. Господь не ждёт, пока мы дорастём до Него. Он наклоняется к нам, как к детям.
Вот она, смелость Божьей любви.
Все выпуски программы Актуальная тема
1 июля. О личности и трудах Ивана Глазунова

Сегодня 1 июля. В этот день в 1762 году родился издатель Иван Глазунов.
О его личности и трудах — протоиерей Артемий Владимиров.
Когда он завершал свой творческий путь, в его багаже уже были сотни прекрасных, изданных с огромной тщательностью красивых книжных шедевров. По истории, искусству, литературе, свод законов Российской империи, за которые он получил золотую медаль на Владимирской ленте с подписью «За полезное» от самого государя-императора Николая Павловича I.
Иван Петрович Глазунов — пример неутомимого скромного труженика, который не гонялся за успехом и дешёвой популярностью, но целеустремлённо, с молитвой, со скромностью и вместе с добропорядочностью медленно шёл к тому успеху коммерческому, который сделал его лучшим российским издателем двух столиц.
И, поминая с любовью раба Божьего Иоанна, давайте обратим внимание на наш книжный шкаф и остановим свой взор на тех редких уже сейчас книгах, которые сопровождали нас в нашем детстве, отрочестве, были переданы нам с любовью нашими бабушками и дедушками.
Ибо всякая вещь, сработанная с вдохновением и молитвою, несёт в себе некую духовную силу, как, несомненно, это в отношении полезных, душеполезных книг, уже ныне составляющих раритет и украшение нашего жилища.
Все выпуски программы Актуальная тема