Евангелие от Иоанна, Глава 11, стихи 47-57. Комментирует - Дмитрий Барицкий
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Евангелие от Иоанна, Глава 11, стихи 47-57

Читает и комментирует священник Дмитрий Барицкий.

Один из ключевых конфликтов, который мы встречаем на страницах Евангелия, — это конфликт между Христом и иудеями. В результате именно это противостояние приводит Иисуса к смерти на кресте. Если внимательно присмотреться к тексту, то можно увидеть, что Христа распяли не только из-за немотивированной злобы, но как бы странно это ни прозвучало, в том числе и из-за патриотических настроений.

Дело в том, что евреи всегда мыслили себя как нация, которая избрана Богом для особой исторической миссии. Именно через нее в мир должен прийти Избранник, Спаситель, Мессия. В их сознании это должен быть великий царь-освободитель, царь-реформатор, выдающийся полководец; он прогонит ненавистных захватчиков, покорит Израилю все народы и вернет ему былую славу, как во времена великих царей Давида и Соломона.

Потому ситуация в Палестине, когда пришел Христос, напоминала пороховую бочку. Различные религиозно-политические фракции пытались противостоять захватчикам. Мудрые и образованные фарисеи и саддукеи плели хитрые интриги при дворе. Так они сохранить национальную и религиозную идентичность и приблизить пришествие Мессии-освободителя. И вот в этой напряженной атмосфере звучит проповедь Христа. Он творит поразительные чудеса: исцеляет безнадежно больных, изгоняет бесов, воскрешает мертвых. Он потрясающе говорит, Его слово прожигает сердце.

Но что-то в образе этого Мессии смущает. Он не предлагает никакой политической программы, никаких социальных реформ. Он не призывает к войне за независимость. Из Его проповеди следует, что можно платить дань оккупанту Цезарю. Да и говорит Он о каком-то Царстве Небесном, а не о земном. Армии у него нет, политической поддержки нет, денег нет, связей в правительстве нет. А что есть? А есть толпы людей, которые идут за Ним, верят, что Он избранник. И если сейчас какой-то провокатор крикнет: «Долой римлян, долой Понтия Пилата, да здравствует Мессия, сын Давидов!», то рванет с такой силой, что слышно будет на Апеннинском полуострове. Рим пошлет сюда легионы. А карали римляне очень жестоко.

Лидеры евреев — осторожные и дальновидные политики. Они прекрасно понимали, что эту войну им не выиграть. Нет у их многострадального народа сил прогнать захватчика именно сейчас. В их глазах Иисус — самозванец, который обрекает еврейский народ на гибель. Поэтому они собрали совет и поставили вопрос ребром: «Что нам делать? Этот Человек много чудес творит. Если оставим Его так, то все уверуют в Него, придут Римляне и овладеют и местом нашим и народом». В результате они решают убить Его. Им нужно царство земное, а не Небесное. Им нужен сильный Израиль. Парадокс: чрезмерная любовь к родине привела их к тому, что они уничтожили свою родину — как мы помним, в 70 г. Иерусалим был разрушен.

Это подлинная трагедия. Настолько лидеры евреев увлеклись своей идеологией, что убили Того, ради Которого ее создали. А потому, по мнению христианства, любая идеология всегда должна всегда знать свое место. Ее задача — просто помочь нам сориентироваться в этом времени и пространстве. В основу подлинного отношения с окружающим миром Евангелие предлагает поставить идеал жертвенной любви. В первую очередь это помогает человеку увидеть родное в его подлинной уникальности, то есть так, как о нем мыслит Бог. Именно это способно уберечь и нас с вами от того, что некогда случилось с древним Израилем.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!