Евангелие от Иоанна, Глава 8, стихи 51-59
51 Истинно, истинно говорю вам: кто соблюдет слово Мое, тот не увидит смерти вовек.
52 Иудеи сказали Ему: теперь узнали мы, что бес в Тебе. Авраам умер и пророки, а Ты говоришь: кто соблюдет слово Мое, тот не вкусит смерти вовек.
53 Неужели Ты больше отца нашего Авраама, который умер? и пророки умерли: чем Ты Себя делаешь?
54 Иисус отвечал: если Я Сам Себя славлю, то слава Моя ничто. Меня прославляет Отец Мой, о Котором вы говорите, что Он Бог ваш.
55 И вы не познали Его, а Я знаю Его; и если скажу, что не знаю Его, то буду подобный вам лжец. Но Я знаю Его и соблюдаю слово Его.
56 Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой; и увидел и возрадовался.
57 На это сказали Ему Иудеи: Тебе нет еще пятидесяти лет,- и Ты видел Авраама?
58 Иисус сказал им: истинно, истинно говорю вам: прежде нежели был Авраам, Я есмь.
59 Тогда взяли каменья, чтобы бросить на Него; но Иисус скрылся и вышел из храма, пройдя посреди них, и пошел далее.
Конфликт между иудеями и Иисусом, о котором нам поведал апостол Иоанн в своём Евангелии, очень глубок. Это не просто столкновение двух разных пониманий Бога: это два взаимоисключающих подхода к самому пути Богопознания. Со стороны Иисуса — предложение пути по преодолению самого главного врага человека — смерти: тот, кто пойдёт за Иисусом и будет верен Его словам — обязательно выйдет победителем смерти — как бы невероятно это ни звучало! Другая позиция — у иудеев: если Авраам и все остальные пророки оказались бессильными противостоять неизбежности смерти — то кто мы такие, чтобы дерзать на что-то большее? Религиозная позиция иудеев — герметичная, закрытая: о Боге, как им думается, они уже всё достоверно знают, и поэтому ничего особенного и не ждут. Всё было так, как будет — и нет ничего нового под солнцем! В этой позиции есть несомненный плюс: с таким предсказуемым Богом вполне покойно и комфортно: от Него никаких неожиданностей не будет. Он Сам Себя ограничил заветом, законом и словами пророков — и Сам Свои постановления отменять не будет!
Позиция Иисуса — иная: Бог — гораздо больше любых человеческих представлений о Нём, и никто не вправе Его ограничивать! Всё, что было дано в завете Моисею — лишь слабый отблеск подлинной Божественной славы — который нельзя абсолютизировать! И об этом Иисус знает не потому, что кто-то Ему рассказал об этом: Он, как Сын Божий, извечно рождающийся от Небесного Отца, знает это изнутри, из тайны Божественной и Нераздельной Троицы!
Самая острая точка пересечения двух подходов — это понятие веры. Для иудеев вера — это прежде всего безусловная верность тому, что было получено от отцов и пророков. Для Иисуса вера — это нахождение рядом с Отцом, переживание Его близости, непрекращающееся соработничество с Ним. «Отец Мой доныне делает, и Я — делаю!» — скажет Иисус во время исцеления у Овчей купели, чем вызовет очередную вспышку ярости у иудеев. Завет — всего лишь форма, которая если не заполняется содержанием — бессмысленна и бесплодна. А самой сутью религии является живое общение с Живым Богом — Духом Которого ежесекундно дышит всё мироздание. И то, что Сам Иисус находится именно в таком взаимодействии с Отцом, и эта связь ни на секунду не прерывается — Он показывает каждый день Своими делами — исцелениями, изгнаниями демонов, чудотворениями, силой слова.
Но признать за Иисусом право свидетельствовать о Боге как Живом — значит, допустить разгерметизацию привычного, давно выверенного пространства религиозной жизни иудеев — со всеми вытекающими из этого рисками! На это, конечно же, они пойти не готовы — лучше убрать сам источник угрозы — чем допустить изменение основ.
Насколько же надо и нам, христианам, быть аккуратными и чуткими, чтобы однажды не оказаться в плену своих привычных представлений о Боге — и даже в самой убедительной и обоснованной святыми отцами системе координат обязательно оставлять хотя бы небольшое свободное пространство — позволяя Богу действовать не так, как мы от Него ждём, но так, как Он Сам хочет!