
Деян., 30 зач., XII, 12-17.
Глава 12.
12 И, осмотревшись, пришел к дому Марии, матери Иоанна, называемого Марком, где многие собрались и молились.
13 Когда же Петр постучался у ворот, то вышла послушать служанка, именем Рода,
14 и, узнав голос Петра, от радости не отворила ворот, но, вбежав, объявила, что Петр стоит у ворот.
15 А те сказали ей: в своем ли ты уме? Но она утверждала свое. Они же говорили: это Ангел его.
16 Между тем Петр продолжал стучать. Когда же отворили, то увидели его и изумились.
17 Он же, дав знак рукою, чтобы молчали, рассказал им, как Господь вывел его из темницы, и сказал: уведомьте о сем Иакова и братьев. Потом, выйдя, пошел в другое место.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Круг чтения Священного Писания во время богослужений устроен довольно замысловато, настолько замысловато, что далеко не все священнослужители понимают его внутреннюю логику. Дело здесь, конечно же, не в недостатке образования нашего духовенства, а в самом круге чтения: он складывался на протяжении столетий, в нем есть некоторые наслоения, которые «сбивают» его стройность. Но, помимо этого, есть и несколько внутренних кругов чтения, они соединяются друг с другом и вносят разрыв в повествование. Так произошло и с этим отрывком. Если брать его в качестве законченного текста, то весьма непросто понять, откуда пришел Петр, почему служанка «от радости не отворила ворот», почему ей не верили и почему некоторые из находившихся в доме решили, что пришел не Петр, а его ангел. Дело в том, что начало этого отрывка было прочитано в субботу, вчера же читался отрывок из совсем другой главы книги Деяний, ну а сегодня прерванное воскресным днем чтение продолжилось.
Поэтому имеет смысл напомнить с чего все началось. Иудейский царь со сложным официальным именем Марк Юлий Ирод Агриппа I взял под стражу апостола Петра с тем, чтобы казнить его после иудейской пасхи. А для того, чтобы апостол не сбежал, царь приставил в качестве охраны шестнадцать вооруженных воинов, которые были разбиты на четыре смены, менялись же они каждые три часа. Петр не мог покинуть место своего заточения, тем более, что он был скован цепями и положен между двумя охранниками. Но ночью Петра разбудил ангел и вывел его из темницы, при этом сам апостол долгое время полагал, что видит сон. Когда же он оказался на улице и огляделся, он осознал случившееся и отправился «к дому Марии, матери Иоанна, называемого Марком». Именно с этого момента и начинается нынешний отрывок книги Деяний. Неудивительно, что люди в доме Марии, мягко говоря, очень удивились, увидев Петра. Ведь, по сути, его освобождение было воспринято ими едва ли не как воскресение из мертвых. Случившееся с Петром — одно из самых удивительных чудес, которые мы можем найти в книге Деяний. Вполне естественным казался бы дальнейший рассказ о Петре и о том, почему и для чего Бог спас его от гибели. Но сразу после этой истории книга Деяний делает неожиданный сюжетный поворот, и Петр исчезает с ее страниц, он появится еще раз, через три главы, и это станет последним упоминанием апостола в книге. Ну а главным действующим лицом Деяний начиная с этого места становится апостол Павел.
О том, чем дальше занимался Петр мы знаем из вторичных по отношению к книге Деяний источников, а также из церковного предания. С одной стороны, это довольно странно, особенно если помнить об описании чудесного избавления Петра от смерти. С другой, из этой истории можно сделать как минимум один полезный вывод: чудесное и всем известное начало истории вовсе не означает, что ее продолжение будет также известно всем. Бог по одному Ему ведомым причинам не оставил нам абсолютно достоверных сведений о дальнейшей жизни и деятельности апостола Петра, но у нас нет никаких сомнений, что эта деятельность был не менее удивительна, чем та, авторитетными описаниями которой мы располагаем.
«Помощь в Курске». Ольга Нарыкова
Гостьей программы «Делатели» была координатор церковного центра помощи беженцам и пострадавшим мирным жителям в Курске Ольга Нарыкова.
Разговор посвящён истории создания центра при Свято-Троицком монастыре в Курске. В первые дни самой главной задачей было накормить людей и дать им кров. Постепенно помощь стала более адресной: к продуктам и вещам добавились лекарства, медицинское сопровождение, юридические консультации, поддержка пожилых и работа с детьми.
Ольга Нарыкова делится опытом координации добровольцев и говорит о том, что сегодня особенно нужны помощники для одиноких стариков — просто прийти, помыть, приготовить, убрать. Даже несколько часов внимания могут стать настоящей поддержкой.
Отдельная тема беседы — сотрудничество с инклюзивным центром «Дышим вместе», где помогают детям с особенностями развития и дают мамам возможность немного передохнуть.
Ведущий напоминает, что присоединиться к помощи можно и через пожертвования, и через волонтёрство: каждый вклад становится важным делом милосердия.
Все выпуски программы Делатели
Как Топор в лес ходил

Фото: Nico Knaack / Unsplash
Однажды увидел Топор, что хозяин не запер сарай, да и в лес убежал. Идёт он по тропинке: топорищем поигрывает, Обухом постукивает, лезвием поблёскивает. Разыгрался Топор не на шутку: с кочки на кочку прыгнет — сосенку затешет, в ложбинку сбежит — осину подрубит, на пригорок поднимется — ель заденет. Да при этом ещё и бахвалится:
— Теперь я ваш хозяин. Я самый главный в лесу. Захочу — погублю, захочу — помилую!
Росла в том лесу маленькая стройная Березка, такая красивая, что все окрестные деревья только ею и любовались. Увидел её Топор, обрадовался и грубо загоготал.
— Ха-ха-ха! Что дрожишь, тонконогая? Тебя только стукнуть разок по белому стволу — и душа вон!
Испугалась Берёзка, взмолилась:
— Не бей меня, Топор. Не губи. Я ещё только жить начинаю. Обещал на мне жениться молодой весенний дождик...
— Дождик? Не бывать этому! Не люблю я воды, — сказал Топор. — Вот что я решил: лучше я сам на тебе женюсь. А не согласишься — одним махом тебя срублю.
Качнулась Берёзка, задрожала от страха, побежали по её стволу слезы, как серебряные капельки.
— Не губи мою молодость, — прошептала она еле слышно.
Побежал Топор дальше на весь лес страх наводить. А Берёзка стала другим деревьям на свою горькую судьбу жаловаться.
— Не бывать такому грубияну женихом! Наверняка, он будет обижать нашу любимицу, — возмутился братец Дуб. — Пусть Топор сначала со мной потягается. У меня кора крепкая, как железо. Разок стукнет — поломает топорище, лишится своей хвалёной силы.
Зашумел братец Дуб всеми листьями, но Топор не стал к нему подбегать, обошёл стороной. Привык он обижать только самых слабых и беззащитных.
— Пусть Топор со мной имеет дело, и тогда он сразу своё лезвие сточит, — проскрипел дедушка Клён. — Я старый уже, почти весь высох, со мной ему точно не справиться.
Подскочил Топор к старому клёну, да так ударил по его стволу, что у того последние листья с макушки осыпались.
— Такого силой не победишь, надо найти его слабое место, — сказала тётушка Ива. — Если его не остановить, то Топор в лесу ещё много плохих дел натворит. Он сказал, что воду не любит...
Подозвала тётушка Ива к себе хулигана и стала ему выговаривать:
— Почему ты деревья без нужды рубишь? Зачем красавицу-березку до слёз обидел?
— Что хочу, то и делаю, потому я в лесу самый сильный.
А тётушка Ива не унимается:
— Почему ты дедушку Клёна — самого старого в нашем лесу — не уважаешь? Зачем осинку и сосёнку подрубил? Кто позволил тебе так себя вести?
Рассердился Топор и закричал:
— Ты ещё меня будешь учишь, скрипучая развалина?! Да я с твоими тонкими ветками в момент расправлюсь! Вот я тебя проучу!
Бросился Топор на тётушку Иву, что росла на берегу ручья, да не рассчитал. Отпружинил от её гибких веток и кувыркнулся в воду.
Может быть, он до сих пор в том ручье лежит и потихоньку ржавеет. Да и поделом такому жестокому и самонадеянному грубияну.
(по мотивам марийской сказки)
Все выпуски программы Пересказки
Астрахань. Благовещенский женский монастырь

В центре города Астрахань, на пересечении улиц Советской и Калинина, сохранился комплекс старинного Благовещенского монастыря. Иноки здесь жили ещё в шестнадцатом веке. Обитель в то время была крайне бедной. Её насельники выполняли особую миссию — хоронили бездомных и молились об их упокоении в единственной монастырской церквушке. Она была деревянной. Больше полувека иноки строили каменный храм. Его освятили в 1699 году в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Вскоре после этого монастырь окончательно разорился и был упразднён. В 1706 году на его территории учредили женскую обитель. Главной её святыней стала древняя икона Божией Матери «Живоносный источник». Милостью Богородицы Благовещенский монастырь процветал вплоть до революции 1917 года. Советская власть разорила обитель, с 1949 года архитектурный ансамбль принадлежал Астраханскому военкомату. А 6 апреля 2021-го, накануне праздника Благовещения Богородицы, монастырский комплекс вернули Русской православной церкви. Он постепенно восстанавливается на радость жителям Астрахани.
Радио ВЕРА в Астрахани можно слушать на частоте 90,5 FM