Деян., 26 зач., X, 34-43.
Глава 10.
34 Петр отверз уста и сказал: истинно познаю, что Бог нелицеприятен,
35 но во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему.
36 Он послал сынам Израилевым слово, благовествуя мир чрез Иисуса Христа; Сей есть Господь всех.
37 Вы знаете происходившее по всей Иудее, начиная от Галилеи, после крещения, проповеданного Иоанном:
38 как Бог Духом Святым и силою помазал Иисуса из Назарета, и Он ходил, благотворя и исцеляя всех, обладаемых диаволом, потому что Бог был с Ним.
39 И мы свидетели всего, что сделал Он в стране Иудейской и в Иерусалиме, и что наконец Его убили, повесив на древе.
40 Сего Бог воскресил в третий день, и дал Ему являться
41 не всему народу, но свидетелям, предъизбранным от Бога, нам, которые с Ним ели и пили, по воскресении Его из мертвых.
42 И Он повелел нам проповедовать людям и свидетельствовать, что Он есть определенный от Бога Судия живых и мертвых.
43 О Нем все пророки свидетельствуют, что всякий верующий в Него получит прощение грехов именем Его.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
В отрывке, который мы только что услышали, содержится речь апостола Петра римскому сотнику по имени Корнилий. Перед нами самая суть апостольской проповеди к язычникам. Два раза здесь звучит важная тема, которую нельзя обойти без внимания. Это тема предопределения. С одной стороны, Петр говорит о том, что верующие «предъизбраны» Богом. С другой, мы слышим о том, что Сам Христос был «определен» Творцом быть судьей всех людей. Какой же смысл вкладывал апостол в эти понятия?
Мысль о предопределении Спасителя звучит в самых разных частях Писания. Так в книге Откровения читаем: «Агнец заклан от создания мира». На иконе Андрея Рублева Троица можно видеть трех ангелов, которые, сидя лицом к лицу Друг ко Другу, склонились над чашей. Иногда это изображение называют Предвечный совет Святой Троицы. Согласно христианскому толкованию, он состоялся непосредственно перед творение человека. Именно в тот момент Бог, который все знает наперед, видит, что люди отвернутся от Него, начнется человеческая история в том виде, в каком мы ее знаем. Тогда Он и принимает решение о Своем воплощении, а также о крестных страданиях и смерти. Поэтому если присмотреться к иконе внимательней, то можно увидеть в чаше, которая стоит на столе, маленького агнца, то есть, ягненка. Издревле он считался жертвенным животным. И в данном случае является символом Иисуса Христа, Который ради человека пойдет на крест. Это и есть то предопределение, та воля Божия, которую исполнят Спаситель. Не случайно Своим апостолам Он говорит незадолго до Своей смерти: «Сын Человеческий идет, как писано о Нем». Ему суждено пострадать. Такова воля Бога. Его собственная воля.
Когда речь идет о предопределении человека, подразумевается совсем не идея слепого рока. Всех нас Господь предопределил ко спасению и радости в Царстве Небесном. Как говорит апостол Павел в послании к Тимофею, Бог «хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины». Всех нас Он к этому призывает. Ко всем обращается. Однако не все откликаются на этот призыв. Те, кто остается глух к Евангелию, как раз-таки и вступают в область фатума. Они сами отказываются от заботы Бога о себе. А потому в их жизни действует не Промысл Божий, а слепой случай. Она начинает напоминать броуновское движение. Сегодня апостол Петр и говорит о том, что, если мы хотим, чтобы в нашей судьбе принимал участие Господь, необходимо принять крещение и постараться согласовать Свои мысли, чувства и поступки с Евангелием. Лишь в этом случае мы сможем выполнить свое предназначение — достичь радости Царства Небесного, которая отчасти становится доступна нам уже здесь на земле, но в полноте откроется в жизни будущего века.
Пасхальное утро в натюрморте Станислава Жуковского
«Пасхальный натюрморт» — воспоминание художника о светлом Христовом Воскресении 1915 года, которое Жуковские встречали на даче под Тверью. На рассвете семья живописца вернулась домой после пасхального богослужения и спешит сесть за праздничный стол.
— О, Маргарита Константиновна, у вас новая картина на стене! Замечательная репродукция работы Станислава Жуковского «Пасхальный натюрморт»! Я видел это полотно в Третьяковской галерее и должен сказать, что здесь прекрасно переданы краски подлинника, оригинальное цветовое решение. Смотрите, в полумраке гостиной, обставленной мебелью красного дерева, сочным пятном — круглый стол, накрытый белоснежной скатертью и ярко сервированный.
— И тёмное пространство комнаты — словно рама, которая подчеркивает радостную светлую палитру праздничного стола. Здесь и нежная зелень и голубизна гиацинтов, и золото апельсинов, и разноцветье крашеных яиц.
— Меня только знаете, что удивляет, Маргарита Константиновна? Почему скатерть лежит так небрежно? Даже часть столешницы осталась открытой. Как будто готовили трапезу спешно, впопыхах.
— Нет, Андрей Борисович, готовили тщательно, а спешно накрывали на стол. Мы видим на картине раннее пасхальное утро. Полотно написано в 1915 году, Жуковские тогда встречали светлое Христово Воскресение на даче, в усадьбе Островки, в поселке Молдино под Тверью. Художник запечатлел воспоминание: семья только что пришла с пасхального богослужения. Всю ночь родные молились в маленькой деревянной церквушке Успения Пресвятой Богородицы. С рассветом усталые и счастливые они вернулись домой и спешат подкрепиться праздничными яствами
— Какое знакомое светлое чувство! Ты не спал всю ночь, и хотя усталость одолевает и ноги уже не держат, но в ушах все ещё звенит ликующее «Христос Воскресе!», и душа поет. В этот момент, действительно, не обращаешь внимания на такие мелочи, как сбившаяся на столе скатерть. А пасхальная еда кажется продолжением радости, её материальным воплощением.
— Потому блюда пасхального стола и готовятся заранее, с особым вниманием и настроем. И почти каждое из них связано с памятью о главном событии в истории человечества — победе Христа над смертью.
— Так, предание о Марии Магдалине объясняет традицию красить яйца на Пасху. Святая дошла с проповедью до Рима, где возвестила императору Тиберию: «Христос Воскресе!». А правитель ответил: «Этого не может быть, как вот это куриное яйцо, лежащее на столе, не может стать красным». И в этот миг случилось чудо — яйцо окрасилось в алый цвет.
— Другие блюда пасхального стола тоже имеют свою историю Кулич, например, называют домашним артосом. Это, как вы помните, такая большая просфора, которую освящают один раз в году, на Пасху.
— Конечно, помню. Интересно, что традиция освящения артоса тянется с евангельских времен. Апостолы, когда собирались на трапезу, место во главе стола оставляли Христу и полагали там хлеб. И артос символизирует незримое присутствие Спасителя в нашей жизни. А освящённый кулич — это, как вы верно заметили, подобие праздничной просфоры на домашнем столе.
— А вот на картине ещё одно праздничное блюдо — творожная пасха. Яство недаром носит название праздника — его вкус должен напоминать о радости Царствия Небесного, открытого для человека после Воскресения Христова.
— О Рае напоминает и обилие цветов на столе. Гиацинты, подснежники...
— Жуковские специально выращивали их к празднику. За подснежниками Станислав Юлианович ходил в лес, как только появлялись проталины. Прошлогодняя пожухлая трава обнажалась, художник выкапывал из мёрзлой земли корни цветов и сажал их дома в ящик с землёй, чтобы они расцвели к Пасхе.
— Есть всё-таки в таких предпасхальных заботах особый смысл. Человек хлопочет о земном, но сердце его устремлено к Богу.
— Станислав Жуковский в своём «Пасхальном натюрморте» смог отразить и гастрономические подробности праздничного стола, и ликование о Воскресении Христа. Разделить радость художника может всякий, побывав в Третьяковской галерее.
5 мая. О славном Христовом Воскресении
Сегодня 5 мая. Светлая Пасха Христова.
О славном Христовом Воскресении, — священник Алексий Долгов.
5 мая. О радостной вести о Воскресении Христа
Сегодня 5 мая. Светлая Пасха Христова.
О радостной вести о Воскресении Христа, — священник Алексий Дудин.