Адрес Заиконоспасского монастыря:
103012, Москва, ул. Никольская, 7-9
Ближайшие станции метро: "Площадь Революции", "Театральная", "Охотный ряд".
Схема проезда к Заиконоспасскому монастырю:
Контакты:
(495) 698-35-38
(495) 698-29-58 (КАНЦЕЛЯРИЯ)
ZAIKONOSP@MAIL.RU
Улицу Никольскую когда-то очень давно называли «святая дорога» за то, что вела она к Троице-Сергиевой Лавре. А иной раз называли «священной улицей» за то, что славилась она большим количеством церквей, хотя и располагалась улица в самом центре Китайгородской торговли. При этом в районе Никольской улицы был еще Иконный ряд, где продавались, точнее, как бы обменивались на деньги (такая своеобразная уловка, поскольку торговать иконами и покупать иконы было неблагочестиво). Вот близ этого Иконного ряда в 1600 году Борис Годунов основал Спасский монастырь. К слову, есть мнение, что на этом месте ранее стояла Спасская церковь.
Повторимся, что часть монастыря оказалась за Иконным рядом, отчего в итоге в языке народном монастырь стали именовать Заиконоспасским, каковым мы знаем его и сегодня.
Еще называли монастырь «Спас на Старом» или «Спас Старый». И в связи с таким вот названием появилось предположение, что ранее тут стоял Никольский монастырь, но реальность скрыта за завесою времени.
Монастырь изрядно пострадал в 1626 году, потом в 1661-м… И в 1660 году в обители заложили новый каменный собор. Средства на собор дал известный политический и военный деятель того времени боярин Федор Волконский.
Через 20 лет царь Федор Алексеевич издал указ, дабы «торговым людям святых икон на промене не держать». Иконный ряд ликвидировали, а название монастыря - Заиконноспасский - так и осталось.
А через несколько лет в монастыре открылась первая русская высшая школа – Славяно-греко-латинская академия. А Заиконоспасский монастырь получил еще одно название – его стали называть «учительным». Фактически монастырь стал центром русского просвещения. Спасский собор стал ее домовым храмом, а монастырская библиотека – ученической.
Направленность академии была богословской, но при всем том здесь готовили она не только образованных священников, но и, так сказать, специалистов гражданского профиля. И многие боярские дети приходили сюда за образованием, и не собираясь принимать духовный сан.
Понятно, что Заиконоспасский монастырь процветал: для содержания академии ему жаловали богатые владения и царскую библиотеку.
Петр Первый приказал расширить количество дисциплин западными языками, медициной, физикой. Академия стала Славяно-латинской и начала готовить кадры для государевой службы.
Напоследок - время наше подходит к концу - назову только одного выпускника Академии: Михаил Васильевич Ломоносов.
И совсем уж напоследок: адрес монастыря - ул. Никольская, 7-9. Но предупреждаю – за построенными вокруг зданиями найти его будет чрезвычайно трудно
«Белые птицы»
Белые голуби в чистом весеннем небе — это очень поэтично. «На волю птичку выпускаю...» — писал Пушкин о празднике Благовещения. Однажды в Екатеринбурге я видела, как епископ открывал после праздничной службы большую клетку — и стая белоснежных птиц ринулась в небеса...
Но сейчас я живу в Переславле-Залесском, чудесном старинном городе, где сам воздух, кажется, пропитан православными традициями — однако птиц на Благовещение из клеток не выпускают. В конце утренней службы в храме на самом берегу Плещеева озера батюшка обращается к нам с проповедью. Он рассказывает о благой вести, что принёс Деве Марии Архангел Гавриил, о смирении Марии перед этой вестью, а значит — перед Богом, о грядущем Спасителе. И вот мы выходим из храма к озеру — в полной уверенности, что Господь любит каждого из нас, если пришёл в наш грешный мир. Жаль только, что птиц здесь не выпускают...
Мои размышления прерывают... птицы! Я замечаю вдруг стаю, что кружит над ледяной озёрной гладью. Неужели чайки вернулись? Нет, им рано. Пригляделась — да это голуби! Белые-белые! Откуда они? Может, из ближайшей голубятни — я знаю, тут есть недалеко... А впрочем, какая разница! Они кружат над нами — белые птицы, знак наших надежд и любви Господней. И в этом — высшая поэзия.
Все выпуски программы Утро в прозе
Тайная вечеря – первая Пасха
Первой Пасхой христиан была Тайная Вечеря — та Пасха, которую праздновал Сам Иисус Христос в Иерусалиме накануне Своего ареста и казни. Праздник еврейского народа в воспоминание об освобождении его из египетского рабства стал тогда на Тайной Вечери преддверием крестной смерти Сына Божьего.
Наверно, ученики Христа искренне удивлялись тому, что праздник столь разительно отличается от той традиционной еврейской Пасхи, ведь были изменены ее установления.
Во-первых, Учитель праздновал Пасху в чужом доме, а ее полагалось праздновать обязательно в своем узком семейном кругу.
Согласно установленному древнему ритуалу, Пасху ели стоя и будучи готовыми к дороге — то есть одетыми и подпоясанными, с посохом в руке. Так полагалось в память о спешном бегстве евреев из Египта. В Евангелии же сказано, что «настал час, Он возлёг, и двенадцать Апостолов с Ним». Господь и Его ученики возлегли, не как рабы, а как свободные люди. И куда-то торопиться ради спасения им уже было не нужно, ведь Спаситель — с ними.
И вот Господь, как сказано в Евангелии, «взяв чашу и благодарив, сказал: приимите её и разделите между собою, ибо сказываю вам, что не буду пить от плода виноградного, доколе не придёт Царствие Божие. И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Моё, которое за вас предаётся; сие творите в Моё воспоминание. Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается». Так Господь устанавливает великое таинство будущей Церкви — евхаристию. Учеников же в те минуты, может быть, больше всего удивило то, что хлеб для Пасхи выбран квасный, дрожжевой — вовсе не тот, пресный, который положено есть на Пасху.
Первую Новозаветную Пасху Спаситель совершал по-новому. И смысл ее был направлен уже не в прошлое, а в будущее, ко Второму Пришествию Христа. И особое спокойствие, торжественная неторопливость, с которой, несмотря на присутствие на трапезе предателя Иуды, совершалась первая христианская Пасха, свидетельствовала о том, что народ Христов — это уже не рабы земного царя, от которого надо бежать ночью, а Царство Божие — не дальняя земля за горами. Царство Божие — внутри нас.
2 мая. О духовном смысле Омовения ног Христом апостолам
Сегодня 2 мая. Церковь вспоминает Омовение ног Христом апостолам.
О духовном смысле этого события, — протоиерей Владимир Кашлюк.