Глубокой ночью по железной дороге в направлении Устья-Оха – Свердловск мчался пассажирский поезд № 670. Люди мирно спали в вагонах. И вряд ли кому-нибудь из них даже в самом страшном сне могло привидеться то, что происходило в это время в кабине машиниста Александра Шалыгина. По общей трансляции от диспетчера Валентины Михалёвой он услышал то, чего боятся железнодорожники всего мира:
«Машинист поезда 43-03, вы куда поехали? Впереди пассажирский поезд 670-ый. Срочно остановитесь!»
Незадолго до этого диспетчер вышла на станцию встречать тот самый товарный 43-03. Он должен был остановиться и ждать встречного пассажирского. Должен, но не остановился. Наоборот, стал набирать скорость, сшиб стрелку и по одноколейному пути понёсся навстречу поезду, которым управлял Александр Шалыгин. Услышав от диспетчера ужасную новость и пытаясь обратить на себя внимание бригады товарняка, Александр беспрерывно подавал сигналы тревоги: ночную тьму прорезали лучи прожектора, уносились в небо паровозные гудки. Тщетно. Поезда неслись навстречу друг другу и верной гибели. Тогда диспетчер Михалёва связалась с Александром:
«670-ый. Шалыгин слушает. – «Азанский проезд. На вас движется неуправляемый грузовой поезд. Срочно принимайте меры к остановке».
Когда диспетчер подняла тревогу, расстояние между составами составляло всего два километра. Времени на раздумья не было. Александр и его помощник остановили свой поезд, отцепили локомотив и приняли единственно верное решение: использовать локомотив как таран, выехать навстречу товарному и принять удар на себя. Только так можно было спасти пассажиров. Ни страха, ни паники Александр тогда не чувствовал. Он пытался рассчитать, когда ему самому нужно выпрыгивать из кабины:
«Прожектор, понимаете, в глаза светит. Я ничего не вижу. Я определить расстояние просто не могу. Думаю, сколько до него осталось? 500-400-300 метров до поезда? Ну, думаю, всё. Пора уже выпрыгивать. И только уже хотел покинуть локомотив, слышу, засвистели тормоза».
Это бригада грузового состава всё-таки остановила поезд. Всего за сто метров до столкновения. Александр, думая, что с коллегами стряслась беда, кинулся к ним, но «те выглядели здоровыми, только заспанными». Виновных железнодорожное начальство наказало, а героев, предотвративших страшную катастрофу, наградило. Александру Шалыгину, кроме прочего, было предложено повышение по службе. Но менять кабину машиниста на кабинет начальника наш герой и неисправимый романтик не согласился:
«Нет, другого я ничего делать не умею, как говорится. Эта мне нравится работа, мечтал быть машинистом. Тем более пассажирских поездов. Нет, пока комиссию прохожу, говорю, буду ездить».
В программе использованы материалы «Пятого канала».
8 июля. О подвиге Преподобномученицы Февронии

Сегодня 8 июля. День памяти Преподобномученицы Февронии девы, пострадавшей за Христа в начале четвёртого века.
О её подвиге — протоиерей Михаил Самохин.
Как и многие мученицы древности, преподобномученица Феврония стала жертвой гонений императора Диоклетиана. Будучи невестой Христовой, она не согласилась на брак с одним из гонителей христиан, которых прислал император, за что претерпела муки настолько жестокие, что даже падкая на зрелища толпа просила прекратить бесчеловечные мучения.
Самый жестокий мучитель девы Февронии был сразу же после её смерти наказан безумием и собственной гибелью. И этот момент жития преподобномученицы напоминает нам о том, что Господь в силах сам вступиться и за Себя, и за тех, кто верен и предан Ему.
Однако Бог не хочет смерти грешника, но его обращения. Об этом и свидетельствует и сегодняшнее житие, рассказывающее о том, что двое из трех гонителей приняли Христа и стали иноками.
Будем же чаще доверять Господу, особенно когда гнев и месть затуманивают наш разум. Бог лучше знает, как поступить и со Своими врагами, и с нашими неприятелями.
Все выпуски программы Актуальная тема
8 июня. О христианской семье как преддверии рая

Сегодня 8 июля. Всероссийский день семьи, любви и верности.
О христианской семье как преддверии рая — священник Николай Яковлев.
Такая глубинная мысль была вложена Господом при созидании этого тварного мира, что человек может соединиться со своим Творцом через то самое главное и священное начало, имя которому — Любовь. И прежде всего — Любовь к Богу, без которой, по мысли святителя Николая Сербского, всякая другая Любовь нереальна и недолга.
И вот ныне прославляемые небесные покровители христианской семьи, святые благоверные Пётр и Феврония, явили всему миру величайший идеал семьи, основой которой и является Любовь к Богу и, как следствие, полноты друг друга любящих сердец.
Этот идеал дарован каждому из нас как эталон христианского счастья православной семьи, где все дети и родители вместе верят в Бога. «В таком доме, — по чуткому слову святой страстотерпицы царицы Александры, — царит радость товарищества. Такой дом есть преддверие рая».
Дай Бог сегодня и всегда каждой православной семье сопереживать и воплощать в жизнь это восторженное и неземное приобщение к этому подлинно райскому счастью по молитвам святых благоверных Петра и Февронии.
Все выпуски программы Актуальная тема
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Рембрандт. Апостол Павел в темнице. 1627
Рим., 114 зач., XIV, 9-18.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Как поступить со своим близким, если в его представлениях о жизни есть то, что меня не устраивает? Как заставить его изменить свои взгляды? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 14-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 14.
9 Ибо Христос для того и умер, и воскрес, и ожил, чтобы владычествовать и над мертвыми и над живыми.
10 А ты что осуждаешь брата твоего? Или и ты, что́ унижаешь брата твоего? Все мы предстанем на суд Христов.
11 Ибо написано: живу Я, говорит Господь, предо Мною преклонится всякое колено, и всякий язык будет исповедовать Бога.
12 Итак каждый из нас за себя даст отчет Богу.
13 Не станем же более судить друг друга, а лучше судите о том, как бы не подавать брату случая к преткновению или соблазну.
14 Я знаю и уверен в Господе Иисусе, что нет ничего в себе самом нечистого; только почитающему что-либо нечистым, тому нечисто.
15 Если же за пищу огорчается брат твой, то ты уже не по любви поступаешь. Не губи твоею пищею того, за кого Христос умер.
16 Да не хулится ваше доброе.
17 Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе.
18 Кто сим служит Христу, тот угоден Богу и достоин одобрения от людей.
Религиозные традиции иудеев и язычников времен апостола Павла накладывали на людей огромное количество ограничений. Жизнь правоверного иудея была регламентирована массой формальных правил и предписаний. Чётко было прописано, что можно было употреблять в пищу, а что нет. Какую работу в какие дни можно совершать, какую запрещено. С кем можно общаться, кого следует избегать. Другими словами, существовал готовый сценарий для каждой бытовой ситуации. У язычников была другая крайность. Если иудеи изнывали под бременем закона, то они томились от духовного рабства. Беснования, одержимости, разного рода безумия, буйства и помешательства были нормой их жизни. Мир язычников был полон враждебных и равнодушных к человеку сил. И для того, чтобы найти защиту от них, они были вынуждены обращаться к этим же силам на невыгодных для себя условиях. Одним словом, дьявол держал их за горло и не давал продохнуть.
На этом фоне христианство было глотком свежего воздуха. С одной стороны, оно освобождало человека от рабства демонам, от страха перед неведомыми силами, в руках которых люди были подобны безвольной и беспомощной тряпичной кукле. С другой, оно дарило свободу от состояния вечного стыда и чувства вины за то, что ты опять не исполнил какой-то очередной ритуал, забыл о каком-то обычае или обряде, или нарушил какое-то предписание устава. Однако не всё так просто. Ведь сознание людей меняется не мгновенно. Поэтому те, кто приходили в Церковь из язычества и из иудаизма, тащили с собой целый ворох суеверий, предрассудков и страхов прежней жизни. Так, из прозвучавшего отрывка мы знаем, что многие из них с особым пиететом относились к ограничениям в еде. Им казалось, что пища, особенно мясная, может осквернить человека. И если воздерживаться от неё, это приблизит к Богу. А потому чрезмерный акцент они делали на строгой аскезе.
Для тех верующих христиан, которые уже на своём опыте прочувствовали, что такое христианская свобода, это выглядело странным, но не более. Проблема в другом. Возможно, на совместных трапезах они ели те продукты, которые ревнители считали нечистыми. Отсюда начинались споры, нестроения, претензии. По этому поводу и звучат слова апостола Павла, которые мы услышали. С одной стороны, он напоминает недавно пришедшим в Церковь о той свободе, которую подарил людям Христос. С другой, он призывает тех, кто вкусил эту свободу, не бравировать ей перед собратьями, которые ещё немощны в своей вере. То есть перед теми, кто ещё частично живёт по своим старым представлениям. Ведь они могут смутиться и просто отойти от Церкви и Спасителя. Поэтому Павел и говорит: «Не губи твоею пищею того, за кого Христос умер».
И, наконец, обращаясь ко всем, апостол напоминает, что Царство Божие не есть результат точного исполнения ритуалов и обрядов. Его непосредственной причиной не является строгое соблюдение формальных правил и предписаний. Главное условие приближения Царства — когда мы понуждаем себя поступать с ближними по любви. То есть стараемся снисходить к их немощам, даже если их обычаи и уклад жизни нам непонятны, а, возможно, и неприемлемы. Поэтому и начинает своё слово апостол с напоминания о том, чтобы мы не судили друг друга, но сосредоточились на работе над собой. Именно за такое расположение души Бог даёт нам Духа Святого, Который, по словам Павла, дарит нашей душе праведность, мир и радость. Открывает для нас Царство Небесное.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов