
Деян., 10 зач., IV, 1-10.
Глава 4.
1 Когда они говорили к народу, к ним приступили священники и начальники стражи при храме и саддукеи,
2 досадуя на то, что они учат народ и проповедуют в Иисусе воскресение из мертвых;
3 и наложили на них руки и отдали их под стражу до утра; ибо уже был вечер.
4 Многие же из слушавших слово уверовали; и было число таковых людей около пяти тысяч.
5 На другой день собрались в Иерусалим начальники их и старейшины, и книжники,
6 и Анна первосвященник, и Каиафа, и Иоанн, и Александр, и прочие из рода первосвященнического;
7 и, поставив их посреди, спрашивали: какою силою или каким именем вы сделали это?
8 Тогда Петр, исполнившись Духа Святаго, сказал им: начальники народа и старейшины Израильские!
9 Если от нас сегодня требуют ответа в благодеянии человеку немощному, как он исцелен,
10 то да будет известно всем вам и всему народу Израильскому, что именем Иисуса Христа Назорея, Которого вы распяли, Которого Бог воскресил из мертвых, Им поставлен он перед вами здрав.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
В сегодняшнем чтении мы слышим о том, что проповедь апостолов Петра и Иоанна закончилась их арестом. Они обращались к народу израильскому с очень простой вестью: Иисус, которого убили, был Мессией, то есть помазанником и Царем. Он именно тот, кого ждали и которого большинство из людей не узнали. Но если кому-то кажется, что на Его распятии все закончилось, это совершенно не так, потому что Он воскрес. Возможно, саму обличающую проповедь в стиле «Зачем же вы это сделали, посыпьте голову пеплом и просите у Бога прощения» еще можно было вынести. Но апостолы не только обличали и призывали к покаянию... Раз Иисус воскрес, Его мессианское служение в силе и значит ничего не кончено. За Ним не только можно было следовать во время земной жизни, за Ним можно следовать здесь и сейчас, Его учеником может стать каждый.
Конечно, это не могло не возмущать тех, кто был уверен, что Иисус лжемессия и вся эта шумиха вокруг Него закончится после распятия. Но этого не произошло. Дело осложнялось еще и тем, что апостолы не просто проповедовали воскресение самого Христа, это тоже можно было потерпеть. В конце концов древние пророки тоже иногда воскрешали умерших... Конечно, не умерших на кресте, но все же воскрешали. Однако вместе с воскресением своего Учителя апостолы проповедовали воскресение мертвых. Саддукеи, которые и составляли синедрион, в воскресение сами не верили и, конечно, не хотели, чтобы в него верили другие.
Наконец, дело осложнялось самым главным обстоятельством. Человек, который был хромым стал здоровым. И если в мессианство Иисуса, в Его воскресение и тем более в воскресение всех можно было не верить, в исцеление человека, который прежде не мог ходить, а теперь на глазах у всех ходит, не верить было невозможно.
Итак, апостолы оказались арестованы и посажены под стражу до утра. Надо отдать должное первосвященникам, которые все же, при всех своих недостатках, обычно стремились создать видимость справедливого суда. Конечно, суд над Христом был проведен со многими нарушениями, но в данном случае они попробовали разобраться.
При этом сам суд над апостолами был довольно проблематичен, потому что пока они проповедовали им поверили около пяти тысяч человек, с которыми приходилось считаться. Не отрицая реальности исцеления, первосвященники в первую очередь заинтересовались тем, с помощью какой силы апостолы это сделали.
Но что же, с своей стороны предпринимают апостолы? Все очень просто, эту возможность обратиться к первосвященникам он использует для того, чтобы проповедовать. Вы хотите узнать, каким именем исцелен этот человек? Именем Иисуса, которого вы распяли и который воскрес силой Божьей!
Кажется, как давно все это происходило. Две тысячи лет назад. Но если мы посмотрим не на личности участников, а на то, как они ведут себя, нам станет очевидно, что мы можем действовать так же. Если и не в буквально смысле исцелять хромых, то по крайней мере совершать творить добро во Имя Христово и этими малыми делами преображать жизнь вокруг себя.
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема