
Деян., 9 зач., III, 19-26.
Глава 3.
19 Итак покайтесь и обратитесь, чтобы загладились грехи ваши,
20 да придут времена отрады от лица Господа, и да пошлет Он предназначенного вам Иисуса Христа,
21 Которого небо должно было принять до времен совершения всего, что говорил Бог устами всех святых Своих пророков от века.
22 Моисей сказал отцам: Господь Бог ваш воздвигнет вам из братьев ваших Пророка, как меня, слушайтесь Его во всем, что Он ни будет говорить вам;
23 и будет, что всякая душа, которая не послушает Пророка того, истребится из народа.
24 И все пророки, от Самуила и после него, сколько их ни говорили, также предвозвестили дни сии.
25 Вы сыны пророков и завета, который завещевал Бог отцам вашим, говоря Аврааму: и в семени твоем благословятся все племена земные.
26 Бог, воскресив Сына Своего Иисуса, к вам первым послал Его благословить вас, отвращая каждого от злых дел ваших.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
В сегодняшнем чтении мы слышим отрывок из речи апостола Петра, которая обращена к иудеям. Жители Иерусалима, конечно, знали, кто такой Иисус, о котором говорит Петр. Они не приняли Его как своего помазанника и царя, когда он жил среди них. Потом, он был убит, затем воскрес и вознесся. Наконец, после дня Пятидесятницы апостолы получили Духа Святого и вышли на проповедь. Тут то и оказалось, что многие иудеи готовы их слушать, но не знают, что именно предпринять, чтобы исправить положение. С их точки зрения Иисус умер... А с мертвым как примиришься. И вот из речи Петра они узнают, что он воскрес и значит у них есть надежда все исправить. Но как?
Именно на этот вопрос и отвечает апостол. Он говорит: покайтесь и обратитесь, чтобы загладились грехи ваши. При этом под покаянием, как многим известно, подразумевается перемена мировоззрения или перемена ума. Слово обратитесь — сложнее, так как само по себе многозначно. В данном случае оно употребляется еще в ветхозаветном смысле и означает развернуться и возвратиться, то есть совершенно изменить направление движения. Человек идет в одну сторону, понимает, что идет не туда, в нем сначала происходит перемена ума, он не желает больше идти в эту сторону и решает пойти в другую. Для того, чтобы это сделать как раз и надо обратиться, совершить оборот на 180 градусов.
Результат этих действий, как его описывает апостол, оказывается удивительным. Он предлагает покаяться и обернуться, чтобы загладились или как можно перевести иначе стерлись их грехи. Для нас сегодня уничтожение греха связано с исповедью. Нам кажется, что пока священник не прочитает над нами молитву, грех не будет прощен. Но обратим внимание, что перед апостолами иудеи, которые еще не являются членами Церкви. Кроме того, акцент в этом призыве апостола сделан на другое. Он не противоречит практике покаяния, но открывает его истинную основу. Чтобы простились и изгладились грехи первое, что необходимо сделать — это решительно пересмотреть свои представления о совершаемом, оценить его как неправильное и недолжное... и, наконец, самое главное необходимо перестать его совершать.
Итак, апостол призывает иудеев измениться и обратиться ко Христу, ведь о Нем говорил Моисей и другие пророки. Они призывали слушаться Его во всем, что Он будет говорить, потому что слова Его — это путь жизни. Но вот сегодня слушая эти призывы апостола покаяться и обратиться, кто-нибудь может спросить. Какое мне может быть до этого дело? Петр же сам объясняет важность всего этого необходимостью вернуться к завету отцов. А если я не имею к нему отношения, значит и Христа принимать не обязательно?
Вопрос совершенно ясный, но, чтобы ответить стоит внимательнее читать текст апостола. В Аврааме как в том, кто показал пример веры благословляются все племена земные. Иудеи просто первые, с кого начинается благовествование, но цель его в том, чтобы каждого отвратить от злых дел его.
«Путь к вере». Анна Вейлерт

Гостьей программы стала Анна Вейлер — сценарист и режиссёр документальных проектов о монастырях и православной миссии.
Она рассказала, как пришла к вере: сначала — первый поход в храм с бабушкой, потом — понимание жизни Церкви через съёмки. Анна говорила, что раньше видела храм как музей, но через опыт работы поняла: это живое пространство, где можно соединиться с Богом.
В эфире прозвучали истории съёмок фильмов на Сахалине и в Африке — о православных миссионерах, монахинях и священниках. Анна подчёркивает, что не хочет просто показывать, а старается давать надежду: быть рядом с человеком, передавать радость.
Она говорит, что идеи приходят как дар. Важно не творить из обиды, а стремиться к добру. «Мы не творцы, а инструменты. Вопрос в том, в чьих ты руках», — говорит Анна. Она называет язык веры единым — именно он делает возможной работу с людьми, которые не говорят по-русски.
Этот выпуск — о пути к вере, о съёмках, которые становятся встречей, и о светлом, что может быть передано через простое участие.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы: Вечер Воскресенья
«Лень — что это?» Иеромонах Генадий (Войтишко), Александр Молчанов, Наталья Сазонова
В этом выпуске программы «Клуб частных мнений» иеромонах Геннадий (Войтишко), учитель биологии Александр Молчанов и медсестра Наталья Сазонова размышляли о том, что такое лень, почему она так часто присутствует в жизни человека и насколько является грехом.
Ведущая: Наталия Лангаммер
Все выпуски программы Клуб частных мнений
Что такое народная этимология

В детстве, живя летом в деревне я не раз слышала от пожилых людей слово «спинжак». Догадываетесь, о чём идёт речь? Спинжак — одежда, которую надевают НА СПИНУ — так считали деревенские старики. Здесь налицо не просто искажение существительного «пиджак», а проявление народной этимологии: в слове «спинжак» люди видели связь со спиной.
Этимология — раздел науки, изучающий происхождение слов. Однако и в данной области есть «белые пятна»: не всё пока учёные могут объяснить. Вот и в народной среде часто возникает непонимание, откуда взялось то или иное понятие. Поэтому люди по ассоциации придумывают свой вариант. В отличие от научных специалистов, они могут позволить себе творчески подойти к вопросу этимологии. Нередко встречается переделка заимствованного из другого языка слова на другое, похожее по звучанию.
Например, говорят «нервоз» вместо «невроз». Или вместо «поликлиника» употребляют «полуклиника» — дескать, это не полноценная клиника, а нечто облегчённое. За счёт такой переделки и замены происходит как бы вживление непонятного слова — как правило, иностранного — в родной язык. Стремясь найти объяснение незнакомому слову, народ придумывает своё.
Народная этимология стремится объяснить и географические названия или топонимы. Например, существует легенда о происхождении названия реки Ворскла, протекающей в Белгородской области. Однажды Пётр I, глядя в подзорную трубу, уронил в воду линзу. Стекло, или «скло» найти не смогли. С тех пор, по мнению жителей, река и стала называться Ворскла (то есть «вор стекла»). Подобная мифология — это стремление упростить понимание незнакомых слов.
Да, такая «наивная» этимология ненаучна. Однако желание объяснить незнакомые слова и ввести их в живое пространство речи — яркое проявление творчества народа. А если кто-то по-настоящему интересуется происхождением слов — тому всегда поможет этимологический словарь.
Все выпуски программы: Сила слова