Деян., 8 зач., III, 11-16.
Глава 3.
11 И как исцеленный хромой не отходил от Петра и Иоанна, то весь народ в изумлении сбежался к ним в притвор, называемый Соломонов.
12 Увидев это, Петр сказал народу: мужи Израильские! что дивитесь сему, или что смотрите на нас, как будто бы мы своею силою или благочестием сделали то, что он ходит?
13 Бог Авраама и Исаака и Иакова, Бог отцов наших, прославил Сына Своего Иисуса, Которого вы предали и от Которого отреклись перед лицом Пилата, когда он полагал освободить Его.
14 Но вы от Святого и Праведного отреклись, и просили даровать вам человека убийцу,
15 а Начальника жизни убили. Сего Бог воскресил из мертвых, чему мы свидетели.
16 И ради веры во имя Его, имя Его укрепило сего, которого вы видите и знаете, и вера, которая от Него, даровала ему исцеление сие перед всеми вами.
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В этом отрывке мы видим очередное проявление исконной тенденции человечества: нам интересен не Бог, нам интересно то, что Он может дать. Мы помним, что точно также и за Христом люди чаще всего шли не по причине любви к Нему, а потому, что Он исцелял больных и воскрешал умерших. Мы помним, что во время пребывания Христа Спасителя в Вифании накануне Его Страданий и Смерти, там были и другие люди, которые пришли не только для того, чтобы увидеть Христа, но и чтобы увидеть воскрешенного Им Лазаря Четверодневного. Лазарь после воскрешения стал своего рода экспонатом, чем-то вроде экспонатов кунсткамеры. Ну а Христос многими воспринимался просто как некий на редкость сильный чудотворец, не более того.
В наше время ничего не изменилось. Наши современники точно также продолжают охотиться за необычными знамениями, за чудесами, за прозорливыми «старцами» и «сильными» молитвенниками. Причина охоты проста: эти люди хотят получить нечто для себя, причем это «нечто» имеет исключительно земное и тленное измерение. К сожалению, некоторые люди пытаются монетизировать эту древнюю тягу человечества к необычному, и ведут себя вовсе не так, как вели апостолы.
Апостольский же путь показан нам в сегодняшнем отрывке. Для апостолов исцеление хромого человека стало отличным поводом для проповеди Христа Воскресшего, а не для чего-то иного. Апостолы моментально перевели внимание с самих себя, с исцеления и с бывшего хромого на Христа, их логика проста: сам по себе человек слаб и ничего не может, а если мы видим проявление какой-то особой силы, то это повод обратиться ко Христу. Он — Источник силы, Источник жизни, Источник всякого блага.
Чтобы подчеркнуть мысль о собственной незначительности, апостол Петр в своей проповеди использует очень нехарактерное для Священного Писания слово, он говорит: «что смотрите на нас, как будто бы мы своею силою или благочестием сделали то, что он ходит?». Слово «благочестие» встречается в Новом Завете буквально в четырех местах, в греческом языке первого века по Рождестве Христовом оно имело значение совокупности неких «заслуг» перед Богом, так, как понимал это иудаизм. В иудаизме существовало представление, что особо богобоязненный и добродетельный человек «заслуживает» и особую награду от Бога, что Бог «должен» такому человеку: «должен» его лучше слышать и «должен» откликаться на его молитвы. Апостол Петр своими словами подчеркивает, что благочестие в этом понимании здесь ни при чем, все дело лишь во Христе.
«Празднование Пасхи. Русский Фольклор». Юлия Алакина
У нас в гостях была певица, автор, композитор, руководитель нескольких фолк-проектов Юлия Алакина.
В пасхальный вечер мы говорили о традициях встречи праздников, о русском фольклоре, а также слушали замечательные песни. Кроме того наша гостья рассказала о своем приходе к вере, о любви к русским традициям и изучении народнодных песен и духовных стихов.
Пасхальное утро в натюрморте Станислава Жуковского
«Пасхальный натюрморт» — воспоминание художника о светлом Христовом Воскресении 1915 года, которое Жуковские встречали на даче под Тверью. На рассвете семья живописца вернулась домой после пасхального богослужения и спешит сесть за праздничный стол.
— О, Маргарита Константиновна, у вас новая картина на стене! Замечательная репродукция работы Станислава Жуковского «Пасхальный натюрморт»! Я видел это полотно в Третьяковской галерее и должен сказать, что здесь прекрасно переданы краски подлинника, оригинальное цветовое решение. Смотрите, в полумраке гостиной, обставленной мебелью красного дерева, сочным пятном — круглый стол, накрытый белоснежной скатертью и ярко сервированный.
— И тёмное пространство комнаты — словно рама, которая подчеркивает радостную светлую палитру праздничного стола. Здесь и нежная зелень и голубизна гиацинтов, и золото апельсинов, и разноцветье крашеных яиц.
— Меня только знаете, что удивляет, Маргарита Константиновна? Почему скатерть лежит так небрежно? Даже часть столешницы осталась открытой. Как будто готовили трапезу спешно, впопыхах.
— Нет, Андрей Борисович, готовили тщательно, а спешно накрывали на стол. Мы видим на картине раннее пасхальное утро. Полотно написано в 1915 году, Жуковские тогда встречали светлое Христово Воскресение на даче, в усадьбе Островки, в поселке Молдино под Тверью. Художник запечатлел воспоминание: семья только что пришла с пасхального богослужения. Всю ночь родные молились в маленькой деревянной церквушке Успения Пресвятой Богородицы. С рассветом усталые и счастливые они вернулись домой и спешат подкрепиться праздничными яствами
— Какое знакомое светлое чувство! Ты не спал всю ночь, и хотя усталость одолевает и ноги уже не держат, но в ушах все ещё звенит ликующее «Христос Воскресе!», и душа поет. В этот момент, действительно, не обращаешь внимания на такие мелочи, как сбившаяся на столе скатерть. А пасхальная еда кажется продолжением радости, её материальным воплощением.
— Потому блюда пасхального стола и готовятся заранее, с особым вниманием и настроем. И почти каждое из них связано с памятью о главном событии в истории человечества — победе Христа над смертью.
— Так, предание о Марии Магдалине объясняет традицию красить яйца на Пасху. Святая дошла с проповедью до Рима, где возвестила императору Тиберию: «Христос Воскресе!». А правитель ответил: «Этого не может быть, как вот это куриное яйцо, лежащее на столе, не может стать красным». И в этот миг случилось чудо — яйцо окрасилось в алый цвет.
— Другие блюда пасхального стола тоже имеют свою историю Кулич, например, называют домашним артосом. Это, как вы помните, такая большая просфора, которую освящают один раз в году, на Пасху.
— Конечно, помню. Интересно, что традиция освящения артоса тянется с евангельских времен. Апостолы, когда собирались на трапезу, место во главе стола оставляли Христу и полагали там хлеб. И артос символизирует незримое присутствие Спасителя в нашей жизни. А освящённый кулич — это, как вы верно заметили, подобие праздничной просфоры на домашнем столе.
— А вот на картине ещё одно праздничное блюдо — творожная пасха. Яство недаром носит название праздника — его вкус должен напоминать о радости Царствия Небесного, открытого для человека после Воскресения Христова.
— О Рае напоминает и обилие цветов на столе. Гиацинты, подснежники...
— Жуковские специально выращивали их к празднику. За подснежниками Станислав Юлианович ходил в лес, как только появлялись проталины. Прошлогодняя пожухлая трава обнажалась, художник выкапывал из мёрзлой земли корни цветов и сажал их дома в ящик с землёй, чтобы они расцвели к Пасхе.
— Есть всё-таки в таких предпасхальных заботах особый смысл. Человек хлопочет о земном, но сердце его устремлено к Богу.
— Станислав Жуковский в своём «Пасхальном натюрморте» смог отразить и гастрономические подробности праздничного стола, и ликование о Воскресении Христа. Разделить радость художника может всякий, побывав в Третьяковской галерее.
5 мая. О славном Христовом Воскресении
Сегодня 5 мая. Светлая Пасха Христова.
О славном Христовом Воскресении, — священник Алексий Долгов.