Это недалеко от Москвы, всего-то полтора часа электричкой с Ярославского вокзала. Город Сергиев Посад. А в нем, на высоком холме красавица Свято-Троицкая Сергиева Лавра… Жить в Москве, и не съездить в Лавру, это… ну, не знаю… все равно, что жить в Крыму и ни разу не искупаться в море… Троице-Сергиева Лавра до сих пор является крупнейшим духовным центром, куда стекаются паломники со всего мира.
Основателем же Лавры стал Сергий Радонежский, один из самых почитаемых на Руси святых.
Родился он в семье знатных ростовских бояр в 1314 году и при крещении был наречен Варфоломеем. В возрасте семи лет он приобщился к Священному Писанию. После смерти родителей он вместе со своим старшим братом поселился в лесном урочище недалеко от Радонежа. На возвышенности они срубили сторожку и маленькую церковь в честь Живоначальной Троицы. Здесь Варфоломей принял монашеский постриг под именем Сергий и положил начало новой обители. В течение двух лет он жил один в лесу, усердно молясь и работая на строительстве обители. Постепенно сюда приходили другие иноки. Обитель стала расти и вскоре оформилась, как Троице-Сергиев монастырь. Сергий, ставший игуменом, запретил принимать подаяние и поставил правилом, чтобы все иноки жили от своего труда. Постепенно слава его росла. К мудрости и кротости его стремились все, начиная от крестьян и кончая князьями. Многие селились по соседству с монастырем, жертвовали ему своё имущество.
Сергий часто примирял враждующих между собой князей, уговаривая их подчиняться великому князю московскому. И ко времени Куликовской битвы во многом трудами святого почти все русские князья признали главенство московского князя Дмитрия Иоанновича. Дмитрий же перед Куликовской битвой получил от святого благословение. Сергий предрёк победу русским войскам и отправил в поход двух своих иноков-богатырей, Ослябю и Пересвета.
8 октября 1392 года преподобный преставился. Мощи его покоятся в серебряной раке в Троицком соборе.
В 16-м веке вокруг монастыря строится каменная стена, которая в начале 17-го позволила сохранить монастырь от осады польско-литовского войска. Монахи держали осаду 16 месяцев, но так и не сдали обитель врагу.
Во время стрелецкого бунта в Лавре укрывались царевна Софья и царевичи Иван и Петр (будущий царь). Позже здесь Петру Первому присягнули на верность войска и царские вельможи. Можно сказать без натяжек, что Лавра была не только духовным, но и политическим центром Руси.
Однако как словом описать все красоты и величие здешних построек?
Трапезная и Храм преподобного Сергия Радонежского, фасады которых раскрашены в красный, зеленый, желтый и бирюзовый цвета.
Успенский собор, рядом с которым в Надкладезной часовне из мраморного креста бьют две струи целебной воды.
Бирюзовые Митрополичьи покои.
Величественные Царские чертоги.
Смоленская церковь с чудотворной иконой Смоленской Божией Матери в иконостасе.
Троицкий собор, иконостас в котором писали Андрей Рублев и Даниил Черный.
Не сможем мы в рамках программы даже просто перечислить все то, что сосредоточено здесь.
Да и… Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать… Этой истины еще никто не отменял.
Это недалеко от Москвы, всего-то полтора часа электричкой с Ярославского вокзала. Город Сергиев Посад. А в нем, на высоком холме красавица Свято-Троицкая Сергиева Лавра…
Бзоба. Вербное воскресенье в Грузии
Грузия — страна, принявшая христианство в глубокой древности. Первые христиане появились в Иверии, древней Грузии, еще в первом веке. В четвертом веке стараниями святой Нины христианство стало государственной религией.
Грузинская Церковь имеет множество древних и самобытных традиций. Некоторые из них существуют с древних времен, некоторые — возникли относительно недавно, но также полюбились православным грузинам и прочно вошли в церковную жизнь. Ярким примером гармоничного сосуществования древних и новых церковных традиций в Грузии является праздник Входа Господня в Иерусалим или Вербное воскресение.
В Грузинской Церкви Вербное воскресение именуется бзоба. Такое название возникло благодаря определенному виду растения. Если в России в день Входа Господня в Иерусалим принято приходить в храм с веточкой вербы, то грузины приносят с собой бзу или иначе колхидский самшит. Колхидский самшит — это вечнозеленое растение, кустарник с плотными овальными листьями. Самшит иначе именуется кавказской пальмой. Во время Входа в Иерусалим люди встречали Христа с пальмовыми ветвями в руках. В России пальма не растет, ее заменила верба. Православные грузины приносят на праздник с собой в храм свой вид пальмы — самшит.
Недавно данная традиция оказалась на грани исчезновения. Колхидский самшит из-за климатических изменений, а также активизации паразита «Самшитовой огнёвки» стал исчезать и был занесен в красную книгу растений. Патриарх-Католикос Грузии Илия 2-ой, узнав об этом, благословил приносить в храм на праздник Бзоба ветви самшита только тем грузинам, которые посадили куст самшита рядом с домом. Тому же, кто этого сделать не успел, ветку самшита дают непосредственно в храме во время праздничного богослужения. Накануне службы храмовые работники бережно срезают ветви самшита в специальных питомниках и делают это с разрешения экологов.
Обычно в день Бзобы рядом с большими храмами и монастырями проходят ярмарки саженцев бзы — самшита. Каждый желающий может купить саженец и посадить его рядом с домом, тем самым не дав знаменитому растению окончательно исчезнуть. Таким образом, в Грузии сегодня стремятся сохранить древнюю церковную традицию и улучшить состояние природной среды.
Еще одна традиция Бзобы связана с историей грузинского языка. Накануне Вербного воскресенья празднуется Лазарева суббота, день, когда Православная Церковь вспоминает чудо воскрешения Лазаря, друга Иисуса Христа. По благословению Патриарха-Католикоса Илии 2-го с 1985 года Лазарева суббота считается днем грузинского языка. По словам Патриарха Илии, грузинский язык много раз оказывался на грани исчезновения, но всегда возрождался, воскресал подобно Лазарю и по милости Божией продолжает существовать.
Все выпуски программы Вселенная православия
Послание к Филиппийцам святого апостола Павла
Флп., 247 зач., IV, 4-9.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Как научиться радоваться этой жизни? Что необходимо сделать, чтобы ощущение счастья всегда наполняло наше сердце? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 4-й главы послания апостола Павла к Филипийцам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 4.
4 Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь.
5 Кротость ваша да будет известна всем человекам. Господь близко.
6 Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом,
7 и мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе.
8 Наконец, братия мои, что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте.
9 Чему вы научились, что приняли и слышали и видели во мне, то исполняйте, и Бог мира будет с вами.
Отрывок, который только что прозвучал, написан апостол Павлом во время заточения. Учитывая это, слова, которыми начинается отрывок, очень примечательны. Обращаясь к христианам города Филиппы, Павел призывает их радоваться.
Радость, о которой говорит апостол, не имеет ничего общего с теми состояниями, которые мы привыкли обозначать этим словом. Это не сентиментальные переживания, не эмоциональное возбуждение, не чувственный восторг. Сам апостол определяет эту радость как «мир Божий, который превыше всякого ума». Иными словами, это Божественная благодать, которая соединяет наше сердце с Богом, даёт нашей душе мир, покой и безмятежность. Это состояние, источник которого коренится намного глубже наших эмоций и мыслей. Парадоксальным образом, человек может быть носителем этой радости, хотя внешне испытывать физический дискомфорт и даже душевные терзания.
И сам апостол является живым свидетельством того, что это не пустые слова. На личном опыте он переживает то, к чему призывает. Ведь посмотрите, Павел находится в римской тюрьме в ожидании решения его участи императором. Обстоятельства весьма стеснённые и скорбные. Под угрозой сама жизнь апостола. Ведь, возможно, приговор будет смертным. Как простому человеку Павлу, безусловно, страшно. Он испытывает телесные и душевные муки. Однако у него хватает сил воспринимать всё происходящее вокруг с миром. В нём нет сопротивления и борьбы. Он не грозит своим обидчикам небесными карами, не проклинает их, не требует справедливости, никому ничего не доказывает, не оправдывается. Он видит во всех этих событиях руку Божию. Ведь ни один волос не упадёт с головы тех, кто служит Христу, случайно. Так Господь говорит в Своём Евангелии.
Как же Павел достиг такого состояния? Как нам получить эту силу? Опять же приглядимся к образу апостола. Всё, о чём он думает, — как бы хоть чем-то послужить своим ближним. Он весь сосредоточен на исполнении Евангельской заповеди Христа. Заповеди о жертвенном служении. Остальное его интересует лишь постольку-поскольку. Поэтому он и призывает своих адресатов: «Не заботьтесь ни о чём». То есть не думайте, что то, к чему вы стремитесь в своей жизни, наполнит вас и принесёт вам подлинную радость. Все вещи преходящи. Сегодня они дарят нам эмоциональное возбуждение, а завтра ввергают в пучину уныния и депрессии. А потому не зацикливайтесь ни на людях, ни на вещах, ни на эмоциях. Не вовлекайтесь в них. Не посвящайте этому всю свою жизнь. Ваше внимание должно быть всецело сосредоточено на Христе, на поиске Его воли, на исполнении Его заповедей. Поэтому апостол Павел и говорит: «Кротость ваша да будет известна всем человекам». Вот тогда Господь наполнит ваше сердце благодатью, откроет в нём источник подлинной радости. Эта радость не вероломна. Она не оставит и не предаст. И тем более никто и никогда не сможет у нас её отнять.