Это недалеко от Москвы, всего-то полтора часа электричкой с Ярославского вокзала. Город Сергиев Посад. А в нем, на высоком холме красавица Свято-Троицкая Сергиева Лавра… Жить в Москве, и не съездить в Лавру, это… ну, не знаю… все равно, что жить в Крыму и ни разу не искупаться в море… Троице-Сергиева Лавра до сих пор является крупнейшим духовным центром, куда стекаются паломники со всего мира.
Основателем же Лавры стал Сергий Радонежский, один из самых почитаемых на Руси святых.
Родился он в семье знатных ростовских бояр в 1314 году и при крещении был наречен Варфоломеем. В возрасте семи лет он приобщился к Священному Писанию. После смерти родителей он вместе со своим старшим братом поселился в лесном урочище недалеко от Радонежа. На возвышенности они срубили сторожку и маленькую церковь в честь Живоначальной Троицы. Здесь Варфоломей принял монашеский постриг под именем Сергий и положил начало новой обители. В течение двух лет он жил один в лесу, усердно молясь и работая на строительстве обители. Постепенно сюда приходили другие иноки. Обитель стала расти и вскоре оформилась, как Троице-Сергиев монастырь. Сергий, ставший игуменом, запретил принимать подаяние и поставил правилом, чтобы все иноки жили от своего труда. Постепенно слава его росла. К мудрости и кротости его стремились все, начиная от крестьян и кончая князьями. Многие селились по соседству с монастырем, жертвовали ему своё имущество.
Сергий часто примирял враждующих между собой князей, уговаривая их подчиняться великому князю московскому. И ко времени Куликовской битвы во многом трудами святого почти все русские князья признали главенство московского князя Дмитрия Иоанновича. Дмитрий же перед Куликовской битвой получил от святого благословение. Сергий предрёк победу русским войскам и отправил в поход двух своих иноков-богатырей, Ослябю и Пересвета.
8 октября 1392 года преподобный преставился. Мощи его покоятся в серебряной раке в Троицком соборе.
В 16-м веке вокруг монастыря строится каменная стена, которая в начале 17-го позволила сохранить монастырь от осады польско-литовского войска. Монахи держали осаду 16 месяцев, но так и не сдали обитель врагу.
Во время стрелецкого бунта в Лавре укрывались царевна Софья и царевичи Иван и Петр (будущий царь). Позже здесь Петру Первому присягнули на верность войска и царские вельможи. Можно сказать без натяжек, что Лавра была не только духовным, но и политическим центром Руси.
Однако как словом описать все красоты и величие здешних построек?
Трапезная и Храм преподобного Сергия Радонежского, фасады которых раскрашены в красный, зеленый, желтый и бирюзовый цвета.
Успенский собор, рядом с которым в Надкладезной часовне из мраморного креста бьют две струи целебной воды.
Бирюзовые Митрополичьи покои.
Величественные Царские чертоги.
Смоленская церковь с чудотворной иконой Смоленской Божией Матери в иконостасе.
Троицкий собор, иконостас в котором писали Андрей Рублев и Даниил Черный.
Не сможем мы в рамках программы даже просто перечислить все то, что сосредоточено здесь.
Да и… Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать… Этой истины еще никто не отменял.
Это недалеко от Москвы, всего-то полтора часа электричкой с Ярославского вокзала. Город Сергиев Посад. А в нем, на высоком холме красавица Свято-Троицкая Сергиева Лавра…
Псалом 89. Богослужебные чтения

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В какой-то момент люди решили, что «человек звучит гордо». Да, сама эта фраза появилась чуть более ста лет назад, однако она стала выражением того процесса, который начался задолго до появления на свете её автора — Максима Горького. Звучащий гордо человек — это манифест гуманизма, предполагающего, что, как сказал древнегреческий философ Протагор, человек — это мера всех вещей. Библия не согласна ни с Протагором, ни с Горьким. У Библии свой взгляд, и он выражен, к примеру, в звучащем сегодня в православных храмах во время богослужения 89-м псалме. Давайте его послушаем.
Псалом 89.
1 Молитва Моисея, человека Божия.
2 Господи! Ты нам прибежище в род и род.
3 Прежде нежели родились горы, и Ты образовал землю и вселенную, и от века и до века Ты — Бог.
4 Ты возвращаешь человека в тление и говоришь:
«возвратитесь, сыны человеческие!»
5 Ибо пред очами Твоими тысяча лет, как день вчерашний, когда он прошёл, и как стража в ночи.
6 Ты как наводнением уносишь их; они — как сон, как трава, которая утром вырастает, утром цветёт и зеленеет, вечером подсекается и засыхает;
7 ибо мы исчезаем от гнева Твоего и от ярости Твоей мы в смятении.
8 Ты положил беззакония наши пред Тобою и тайное наше пред светом лица Твоего.
9 Все дни наши прошли во гневе Твоём; мы теряем лета наши, как звук.
10 Дней лет наших — семьдесят лет, а при большей крепости — восемьдесят лет; и самая лучшая пора их — труд и болезнь, ибо проходят быстро, и мы летим.
11 Кто знает силу гнева Твоего, и ярость Твою по мере страха Твоего?
12 Научи нас так счислять дни наши, чтобы нам приобрести сердце мудрое.
13 Обратись, Господи! Доколе? Умилосердись над рабами Твоими.
14 Рано насыти нас милостью Твоею, и мы будем радоваться и веселиться во все дни наши.
15 Возвесели нас за дни, в которые Ты поражал нас, за лета, в которые мы видели бедствие.
16 Да явится на рабах Твоих дело Твоё и на сынах их слава Твоя;
17 и да будет благоволение Господа Бога нашего на нас, и в деле рук наших споспешествуй нам, в деле рук наших споспешествуй.
Только что прозвучавший псалом имеет надписание, говорящее, что его автором был не кто иной, как Моисей. Конечно, в авторстве Моисея можно было бы усомниться хотя бы по той причине, что в псалме сказано о продолжительности жизни человека в «семьдесят лет, а при большей крепости — восемьдесят лет», тогда как сам Моисей прожил значительно дольше. Однако мы не знаем, в какой период своей жизни Моисей мог составить этот псалом, да и сама его жизнь была настолько исключительной, что о ней не стоит говорить как о среднестатистической, тогда как именно о таком человеке говорит псалом.
В псалме совершенно ясно и недвусмысленно выражена идея абсолютного превосходства Бога: Бог всегда, везде и над всеми, человек же обретает свою ценность лишь во взаимоотношениях с Богом, без Бога же человек — лишь прах, который на небольшое время появляется из небытия и снова в него возвращается.
Означает ли такое положение дел, что человек должен ходить с поникшим лицом, ощущая себя под гнётом всемогущей непредсказуемой силы? Или, может, оно означает, что человеку необходимо стремиться освободиться от подавляющего его Бога?
Вполне естественно, что псалом на оба эти вопроса отвечает резко отрицательно, псалом предлагает поступать иначе: войти во общение с Богом и не пытаться себя Ему противопоставлять. Собственно, именно общением является и сам псалом, ведь он обращается не к человеку, а к Богу, и начинается с утверждения, что Бог для любящих и чтущих Его людей — «прибежище в род и род». Если так относиться к Богу, если жить с молитвой и благоговением, то исчезнет само стремление каким-то образом показывать свою отделённость от Бога, и вместо этого придёт понимание, что полнота нашей жизни — в Боге, а не в мнимом удалении от Него.
Псалом 89. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 89. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 89. На струнах Псалтири
1 Молитва Моисея, человека Божия.
2 Господи! Ты нам прибежище в род и род.
3 Прежде нежели родились горы, и Ты образовал землю и вселенную, и от века и до века Ты - Бог.
4 Ты возвращаешь человека в тление и говоришь: "возвратитесь, сыны человеческие!"
5 Ибо пред очами Твоими тысяча лет, как день вчерашний, когда он прошел, и как стража в ночи.
6 Ты как наводнением уносишь их; они - как сон, как трава, которая утром вырастает, утром цветет и зеленеет, вечером подсекается и засыхает;
7 ибо мы исчезаем от гнева Твоего и от ярости Твоей мы в смятении.
8 Ты положил беззакония наши пред Тобою и тайное наше пред светом лица Твоего.
9 Все дни наши прошли во гневе Твоем; мы теряем лета наши, как звук.
10 Дней лет наших - семьдесят лет, а при большей крепости - восемьдесят лет; и самая лучшая пора их - труд и болезнь, ибо проходят быстро, и мы летим.
11 Кто знает силу гнева Твоего, и ярость Твою по мере страха Твоего?
12 Научи нас так счислять дни наши, чтобы нам приобрести сердце мудрое.
13 Обратись, Господи! Доколе? Умилосердись над рабами Твоими.
14 Рано насыти нас милостью Твоею, и мы будем радоваться и веселиться во все дни наши.
15 Возвесели нас за дни, в которые Ты поражал нас, за лета, в которые мы видели бедствие.
16 Да явится на рабах Твоих дело Твое и на сынах их слава Твоя;
17 и да будет благоволение Господа Бога нашего на нас, и в деле рук наших споспешествуй нам, в деле рук наших споспешествуй.
2 июля. О подвиге Мученика Зосимы Аполлониадского

Сегодня 2 июля. День памяти Мученика Зосимы Аполлониадского, пострадавшего за Христа во втором веке.
О его подвиге — священник Августин Соколовски.
Зосима происходил из города Аполлония во Фракии. В исторической области Анатолии, в Писидии, он служил в римской армии. Тогда на него составили донос по обвинению в исповедании христианства.
К тому времени язычники научились отличать христиан от иудеев. По римским законам последние считались древней религией, а христианство — новой, а потому недозволенной. Христиан преследовали, на них постоянно доносили, подвергали дознанию, пытали, убивали. Часто это происходило просто потому, что язычники хотели занять их место, особенно в армии.
Правитель по имени Домициан семь раз уговаривал святого принести жертву языческим божествам. Семь раз он получал отказ и каждый раз пытал и мучил святого так, что становилось очевидным: только сверхъестественная сила могла сохранять его живым.
В итоге Зосиму препроводили в город Каманы и, как римского гражданина, обезглавили. Имя святого впоследствии было внесено в древние месяцесловы на греческом, латинском и грузинском языках. Память его празднуется церковью 2 июля. Он пострадал за Христа при императоре Траяне.
Апостольский символ веры говорит о том, что святые пребывают в общении. Это общение с Богом, общение взаимное и ходатайство за верных. Так в жизнь церкви вошла практика призывать мучеников во время богослужения, зная, что их ходатайство в соединении с Евхаристией поистине всесильно.
Все выпуски программы Актуальная тема