Полтава так и осталась бы незамеченной среди прочих уездных городков, если бы 300 с лишним лет назад не произошла здесь одна из величайших баталий русской истории — Полтавская битва. Сегодня на месте сражения основан музей-заповедник, а в самом городе сохранились монастыри и храмы, хранящие историю великих событий.
Начать прогулку по Полтаве стоит с центральной площади. Именно здесь Петр I встретился с жителями города после битвы. Посреди площади стоит монумент Славы. Это тосканская колонна, увенчанная орлом с лавровым венком в клюве и стрелами в когтях. Голова птицы повернута в сторону поля битвы. Основание монумента выполнено в форме четырёхгранного бастиона, в который вмонтированы 18 трофейных пушек.
Во время Великой Отечественной войны монумент, как и весь ансамбль Круглой площади, сильно пострадал, но все было восстановлено в 50-х. Единственное здание, которое сохранилось с довоенной поры — здание Петровского кадетского корпуса, где в свое время учился прославленный генерал Николай Ватутин, погибший в 1944 году.
Среди особнячков по левой стороне Октябрьской улицы - настоящая жемчужина Полтавы — Спасская церковь, которой довелось стать свидетелем героической баталии. Говорят, что около нее комендант крепости полковник Келин читал полтавчанам письмо Петра, в котором царь благодарил защитников за мужество. Здесь же после битвы самодержец молился за ниспосланную Господом победу. На площади возле церкви похоронили погибших защитников крепости. Чтобы сохранить ценный памятник - а храм был деревянным - Александр II приказал построить над ним каменный саркофаг, автором которого выступил известный харьковский архитектор Андрей Тон.
Излюбленное место гуляния полтавчан - городская смотровая площадка, а ранее — Подольский бастион Полтавской крепости. Отсюда во время Северной войны защитники и жители города отражали атаки шведов.
Рядом находится мемориальный камень с высеченными на нем словами из Ипатьевской летописи, в которой в начале 12-го века впервые встречается упоминание о Полтаве. Отсюда открывается вид на Подол, на реку Ворскла и Крестовоздвиженский монастырь.
Архитектурный ансамбль этой обители для Полтавы - все равно что лавра для Киева. Монастырь (сначала мужской) был основан местными казаками в 1650 году и долгое время считался культурным и духовным центром региона. После Великой Отечественной войны Крестовоздвиженский монастырь стал одной из крупнейших монашеских общин СССР.
Побывав в монастыре можно отправиться посмотреть главную достопримечательность Полтавы — поле битвы. Историческое место находится на севере города и называется на карте очень символично - «Шведская могила». Именно в этом месте 27 июня (8 июля) 1709 года решился исход продолжительной Северной войны. Русские войска наголову разбили образцовую швелскую армию. Одна из хитростей, на которую пошел Петр I до сих пор упоминается в военных учебниках — он переодел опытных солдат в форму новичков. Поэтому когда наступающие шведы решили внести панику в ряды молодняка, то попали в ловушку.
В результате сражения армия Карла XII была полностью обескровлена и вскоре Швеция перестала быть крупной европейской державой. Она навсегда отошла от мировой политики, за что сами шведы до сих пор благодарны России.
Первый монумент на пути к мемориалу — прямой равноконечный крест, поставленный российскими властями. Надпись на нем гласит: «Вечная память храбрым шведским воинам, павшим в бою под Полтавой 27 июня 1709 года». А рядом с Самсониевским храмом возвышается курган с православным гранитным крестом на верхней площадке — это братская могила русских воинов, павших в битве.
В фондах музея хранится около 8 тысяч экспонатов. В девяти залах можно увидеть произведения искусства, образцы оружия и старинной униформы. В центральном зале выставлены макет поля сражения и диорама с началом решающего этапа баталии. Если есть желание, можно дойти до еще одного монумента — места, где был командный пункт Петра I. И на этом прогулку по Полтаве можно считать завершенной.
«Белые птицы»
Белые голуби в чистом весеннем небе — это очень поэтично. «На волю птичку выпускаю...» — писал Пушкин о празднике Благовещения. Однажды в Екатеринбурге я видела, как епископ открывал после праздничной службы большую клетку — и стая белоснежных птиц ринулась в небеса...
Но сейчас я живу в Переславле-Залесском, чудесном старинном городе, где сам воздух, кажется, пропитан православными традициями — однако птиц на Благовещение из клеток не выпускают. В конце утренней службы в храме на самом берегу Плещеева озера батюшка обращается к нам с проповедью. Он рассказывает о благой вести, что принёс Деве Марии Архангел Гавриил, о смирении Марии перед этой вестью, а значит — перед Богом, о грядущем Спасителе. И вот мы выходим из храма к озеру — в полной уверенности, что Господь любит каждого из нас, если пришёл в наш грешный мир. Жаль только, что птиц здесь не выпускают...
Мои размышления прерывают... птицы! Я замечаю вдруг стаю, что кружит над ледяной озёрной гладью. Неужели чайки вернулись? Нет, им рано. Пригляделась — да это голуби! Белые-белые! Откуда они? Может, из ближайшей голубятни — я знаю, тут есть недалеко... А впрочем, какая разница! Они кружат над нами — белые птицы, знак наших надежд и любви Господней. И в этом — высшая поэзия.
Все выпуски программы Утро в прозе
Тайная вечеря – первая Пасха
Первой Пасхой христиан была Тайная Вечеря — та Пасха, которую праздновал Сам Иисус Христос в Иерусалиме накануне Своего ареста и казни. Праздник еврейского народа в воспоминание об освобождении его из египетского рабства стал тогда на Тайной Вечери преддверием крестной смерти Сына Божьего.
Наверно, ученики Христа искренне удивлялись тому, что праздник столь разительно отличается от той традиционной еврейской Пасхи, ведь были изменены ее установления.
Во-первых, Учитель праздновал Пасху в чужом доме, а ее полагалось праздновать обязательно в своем узком семейном кругу.
Согласно установленному древнему ритуалу, Пасху ели стоя и будучи готовыми к дороге — то есть одетыми и подпоясанными, с посохом в руке. Так полагалось в память о спешном бегстве евреев из Египта. В Евангелии же сказано, что «настал час, Он возлёг, и двенадцать Апостолов с Ним». Господь и Его ученики возлегли, не как рабы, а как свободные люди. И куда-то торопиться ради спасения им уже было не нужно, ведь Спаситель — с ними.
И вот Господь, как сказано в Евангелии, «взяв чашу и благодарив, сказал: приимите её и разделите между собою, ибо сказываю вам, что не буду пить от плода виноградного, доколе не придёт Царствие Божие. И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Моё, которое за вас предаётся; сие творите в Моё воспоминание. Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается». Так Господь устанавливает великое таинство будущей Церкви — евхаристию. Учеников же в те минуты, может быть, больше всего удивило то, что хлеб для Пасхи выбран квасный, дрожжевой — вовсе не тот, пресный, который положено есть на Пасху.
Первую Новозаветную Пасху Спаситель совершал по-новому. И смысл ее был направлен уже не в прошлое, а в будущее, ко Второму Пришествию Христа. И особое спокойствие, торжественная неторопливость, с которой, несмотря на присутствие на трапезе предателя Иуды, совершалась первая христианская Пасха, свидетельствовала о том, что народ Христов — это уже не рабы земного царя, от которого надо бежать ночью, а Царство Божие — не дальняя земля за горами. Царство Божие — внутри нас.
2 мая. О духовном смысле Омовения ног Христом апостолам
Сегодня 2 мая. Церковь вспоминает Омовение ног Христом апостолам.
О духовном смысле этого события, — протоиерей Владимир Кашлюк.