Евангелие от Иоанна, Глава 1, стихи 35-51. Комментирует - Антоний Борисов
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Евангелие от Иоанна, Глава 1, стихи 35-51

Читает и комментирует священник Антоний Борисов.

Истории известно несколько типов противостояний. Конфликтуют друг с другом поколения — это так называемый спор отцов и детей. Бывает, вступают в борьбу учителя и ученики. Кто не вспомнит знаменитого восклицания Аристотеля: «Платон мне друг, но истина дороже!» Аристотель учился у Платона в его афинской академии и уже во время обучения активно критиковал наставника. Впоследствии он и вовсе целенаправленно выявлял недостатки философской концепции учителя и даже преследовал его — Аристотель лишил престарелого Платона возможности учить за пределами его сада. Античные мудрецы делили не только территории влияния, спорили они и из-за учеников. Личные отношения двух знаменитых философов не самым лучшим образом отразились на их репутации. Они показали, насколько сильно могут расходиться нравственные идеалы, изложенные в трактатах, и ежедневное поведение в быту. Совершенно иной пример восприятия реальности и себя в ней дает нам сегодняшнее евангельское чтение. Апостол Иоанн повествует о начале проповеди Христа Спасителя, а также о том, как пророк Иоанн Креститель с радостью отдает Спасителю своих учеников. Предтеча уже пережил духовный опыт, позволивший ему увидеть в Иисусе из Назарета обещанного Богом Мессию. И вот мы видим, как он делится этим видением с учениками. Которые, правда, не понимают Иоанна вполне. Креститель, увидев снова Христа, говорит: «вот Агнец Божий». Эту фразу можно понять исключительно в жертвенном смысле. Агнец-ягненок в иудейской традицией всегда являлся символом смерти за кого-то. Кровью агнца спасли себя от гибели евреи при исходе из Египта, ягненка закалывали ежевечерне в Иерусалимском храме в качестве жертвы умилостивления за дневные грехи. Ученики Иоанна — Андрей, прозванный потом Первозванным, и второй безымянный — услышав слова Иоанна, идут за Христом, проводят с Ним день. В итоге, Андрей остается, а неназванный ученик уходит. Мы видим поразительную вещь. Уже в самом начале служения Спасителя появляется человек, так и не сумевший распознать в Нем Мессию. Затем мы слышим, как вдохновленный общением с Иисусом Андрей приводит к Нему брата Симона, сразу же получившего прозвище Петр, то есть камень. В скором времени ко Христу присоединяются братья Иоанн и Иаков, Филипп и Нафанаил. Последний довольно неохотно откликается на приглашение брата. Будущий апостол узнав, что Христос прибыл из Назарета, восклицает: «из Назарета может ли быть что доброе?», — но всё же идет посмотреть на необычного Учителя. Идёт и пораженный любовью Христа остается. Спаситель говорит будущему ученику: «вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства». Нафанаил явно не рассчитывал на такую реакцию. В недоумении он спрашивает у Спасителя — неужели они уже где-то встречались? И тут Христос произносит загадочные слова: «прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя». Большая часть толкователей склоняется к выводу, что Нафанаил перед тем, как пришел Филипп, уединенно молился под смоковницей, обращался к Богу с какой-то сугубо личной просьбой. Никто не мог его видеть. Слова Христа открывают Нафанаилу глаза — теперь он ясно видит, что перед Ним не человек, а сошедший с небес Господь. Тот, с Кем он говорил сегодня в молитве. Сегодняшнее евангельское чтение призывает нас не бояться промысла Божия о нас. Подчас мы настолько прикипаем к обстоятельствам нашей жизни, что хотя и просим Господа на словах, чтобы совершилась воля Его, подсознательно уговариваем Отца Небесного ничего не менять. И это, конечно, неправильно. Ведь Бог желает, чтобы мы развивались, становились лучше, открывали в себе новые таланты. Пророк Иоанн прекрасно это понимал. Потому без сожаления отпустил своих учеников ко Христу — ведь от Спасителя они могли получить значительно больше. Сами будущие апостолы живо откликаются на призыв Иисуса. Кому-то, как Андрею или Петру, данный шаг дается легко, а кто-то, наподобие Нафанаила, вынужден преодолевать сомнения. Но, в любом случае, искренняя вера и открытость по отношению к промыслу Божию побеждают. И апостолы на наших глазах превращаются из простых рыбаков в ловцов человеков, глашатев Евангелия победившего смерть Сына Божьего. Христос воскресе! Воистину воскресе Христос!

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!