Евангелие от Иоанна, Глава 1, стихи 35-51

Истории известно несколько типов противостояний. Конфликтуют друг с другом поколения — это так называемый спор отцов и детей. Бывает, вступают в борьбу учителя и ученики. Кто не вспомнит знаменитого восклицания Аристотеля: «Платон мне друг, но истина дороже!» Аристотель учился у Платона в его афинской академии и уже во время обучения активно критиковал наставника. Впоследствии он и вовсе целенаправленно выявлял недостатки философской концепции учителя и даже преследовал его — Аристотель лишил престарелого Платона возможности учить за пределами его сада. Античные мудрецы делили не только территории влияния, спорили они и из-за учеников. Личные отношения двух знаменитых философов не самым лучшим образом отразились на их репутации. Они показали, насколько сильно могут расходиться нравственные идеалы, изложенные в трактатах, и ежедневное поведение в быту. Совершенно иной пример восприятия реальности и себя в ней дает нам сегодняшнее евангельское чтение. Апостол Иоанн повествует о начале проповеди Христа Спасителя, а также о том, как пророк Иоанн Креститель с радостью отдает Спасителю своих учеников. Предтеча уже пережил духовный опыт, позволивший ему увидеть в Иисусе из Назарета обещанного Богом Мессию. И вот мы видим, как он делится этим видением с учениками. Которые, правда, не понимают Иоанна вполне. Креститель, увидев снова Христа, говорит: «вот Агнец Божий». Эту фразу можно понять исключительно в жертвенном смысле. Агнец-ягненок в иудейской традицией всегда являлся символом смерти за кого-то. Кровью агнца спасли себя от гибели евреи при исходе из Египта, ягненка закалывали ежевечерне в Иерусалимском храме в качестве жертвы умилостивления за дневные грехи. Ученики Иоанна — Андрей, прозванный потом Первозванным, и второй безымянный — услышав слова Иоанна, идут за Христом, проводят с Ним день. В итоге, Андрей остается, а неназванный ученик уходит. Мы видим поразительную вещь. Уже в самом начале служения Спасителя появляется человек, так и не сумевший распознать в Нем Мессию. Затем мы слышим, как вдохновленный общением с Иисусом Андрей приводит к Нему брата Симона, сразу же получившего прозвище Петр, то есть камень. В скором времени ко Христу присоединяются братья Иоанн и Иаков, Филипп и Нафанаил. Последний довольно неохотно откликается на приглашение брата. Будущий апостол узнав, что Христос прибыл из Назарета, восклицает: «из Назарета может ли быть что доброе?», — но всё же идет посмотреть на необычного Учителя. Идёт и пораженный любовью Христа остается. Спаситель говорит будущему ученику: «вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства». Нафанаил явно не рассчитывал на такую реакцию. В недоумении он спрашивает у Спасителя — неужели они уже где-то встречались? И тут Христос произносит загадочные слова: «прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя». Большая часть толкователей склоняется к выводу, что Нафанаил перед тем, как пришел Филипп, уединенно молился под смоковницей, обращался к Богу с какой-то сугубо личной просьбой. Никто не мог его видеть. Слова Христа открывают Нафанаилу глаза — теперь он ясно видит, что перед Ним не человек, а сошедший с небес Господь. Тот, с Кем он говорил сегодня в молитве. Сегодняшнее евангельское чтение призывает нас не бояться промысла Божия о нас. Подчас мы настолько прикипаем к обстоятельствам нашей жизни, что хотя и просим Господа на словах, чтобы совершилась воля Его, подсознательно уговариваем Отца Небесного ничего не менять. И это, конечно, неправильно. Ведь Бог желает, чтобы мы развивались, становились лучше, открывали в себе новые таланты. Пророк Иоанн прекрасно это понимал. Потому без сожаления отпустил своих учеников ко Христу — ведь от Спасителя они могли получить значительно больше. Сами будущие апостолы живо откликаются на призыв Иисуса. Кому-то, как Андрею или Петру, данный шаг дается легко, а кто-то, наподобие Нафанаила, вынужден преодолевать сомнения. Но, в любом случае, искренняя вера и открытость по отношению к промыслу Божию побеждают. И апостолы на наших глазах превращаются из простых рыбаков в ловцов человеков, глашатев Евангелия победившего смерть Сына Божьего. Христос воскресе! Воистину воскресе Христос!