Евангелие от Иоанна, Глава 1, стихи 18-28. Комментирует - Антоний Борисов
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Евангелие от Иоанна, Глава 1, стихи 18-28

Читает и комментирует священник Антоний Борисов.

Христос воскресе! «Нельзя увидеть Бога и не умереть». С такой мыслью народ еврейский жил даже не веками, а тысячелетиями. Ею же (этой мыслью) был обусловлен запрет на любые священные изображения. В Иерусалимском храме, главном и единственном святилище иудеев, отсутствовали иконы, статуи, любые другие образы для поклонения. Изображения херувимов, находившиеся в святое святых, пребывали во тьме. Их не могли видеть даже священники. Запрет на видение Бога был отменен Им Самим две тысячи лет назад. Господь явился человечеству в лице Своего Единородного Сына — Иисуса Христа. Пришествие Христа не стало внезапным. Ему предшествовали события, описанные ветхозаветными пророками. В частности, пророком Иезекиилем, возгласившим, что пришествие Мессии, то есть Спасителя, будет связано с очищением грехов. Для еврейского сознания нравственное очищение в обрядовом смысле ассоциировалось с водным омовением. Самим иудеям закон предписывал совершать очищение несколько раз в течение дня. Через полное омовение или погружение в иудаизм принимались язычники. Это погружение, «баптизма» по-гречески, а по-славянски «крещение», стало отличительной особенностью служения пророка Иоанна Крестителя. Вот только омовение святой Иоанн совершал не над иноверцами, а над самими иудеями. Что вызывало огромное удивление у религиозных авторитетов древнего Израиля. Фарисеи и законоучители недоумевали — зачем аскет-пустынник совершает подобный обряд и, самое главное, какое право он на это имеет? Уж не думает ли Иоанн, что он и есть обещанный Израилю Мессия? Фарисеи приходили к Крестителю и задавали ему непростые вопросы. Не за тем, чтобы возвеличить его подвиг, а чтобы найти почву для обвинения в богохульстве. Но все коварные замыслы разбились, как о стену, о смирение пророка Божия. Иоанн отказывается от какого-либо поклонения. Да и вообще от какого-либо уважаемого в обществе статуса. Пророк говорит о себе как о гласе вопиющего в пустыне. Иными словами — как о совершенно одиноком глашатае воли Божией в пустыне человеческого безразличия и греховности. Слова Крестителя не трогают сердец его слушателей. Но пророк Божий на то и пророк, чтобы говорить до конца, стучаться в сердца до последнего вздоха. Принято говорить, что святой Иоанн не предсказывал будущего, но как можно еще понять эту его фразу, обращенную к иудеям — стоит среди вас Некто, Которого вы не знаете? Так Креститель возвещает сразу две вещи. Первая, что Мессия будет из народа еврейского. И вторая, что религиозные лидеры этого народа Спасителя не примут. Сегодняшнее евангельское чтение не случайно читается на второй день праздника Пасхи. Оно призывает нас учиться видению Бога. Не теоретическому пониманию, каков Господь, а практическому видению Бога в лице Его Сына — Иисуса Христа. Как этим духовным искусством овладеть, учит нас пророк Иоанн. На основании его примера мы убеждаемся в важности смирения — честного понимания ограниченности себя и собственных сил. А еще убеждаемся в том, как эта ограниченность восполняется Богом, в том случае если мы Ему служим — исполняем заповеди и являемся проводниками любви Творца в мире. Таким образом, обретение нами видение Бога станет залогом не смерти, а вечной жизни во Христе воскресшем. Христос воскресе! Воистину воскресе Христос!

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!