Евангелие от Матфея, Глава 27, стихи 62-66

В сегодняшнем чтении мы слышим, чем могла бы закончиться Евангельская история, если бы ее писали первосвященники и фарисеи. Точнее, Евангельской истории вообще не было бы, если бы все ограничилось тем, что они задумали. Охрана у закрытого гроба, из которого никто не воскресает, ученики возвращаются к своим обычным занятиям... Жизнь входит в ее обычно русло, никто больше не задает неудобных вопросов, не ставит в тупик не менее неудобным ответом. Слепых и хромых правда тоже больше никто не исцеляет, но ничего не поделаешь, пусть терпят, ведь раньше же терпели. Однако, к их сожалению и к нашей радости все пошло по-другому. Через короткое время гроб окажется пуст, Иисус Христос жив, и мир уже никогда не будет таким как прежде.
На первый взгляд, в той просьбе, с которой первосвященники обратились к Пилату не было ничего необычного. Правда интересно, что Он отвечает им с некоторой брезгливостью, ничего не уточняя и явно желая поскорее завершить неприятный разговор, ведь он напоминает ему о его малодушии и согласии казнить Того, в Ком сам не находил никакой вины. И все же необычное в их просьбе было. Чтобы понять, о чем речь, стоит припомнить, где в этот момент были апостолы и чем были заняты их мысли. Они прятались по домам, потому что боялись расправы и были совершенно точно убеждены в смерти своего Учителя. Убеждены так сильно, что даже, когда услышали о Его воскресении отказывались верить и говорящих об этом называли лжецами. И вот перед нами парадоксальная ситуация: враги Христа, которые помнят Его слова, пусть и не верят в них, и друзья, которые Его слов не помнят. И не только слов не помнят, но и в воскресение так же не верят.
Но значит ли это, что совершенно не важно, кто какие слова помнит, если и те, и другие отрицают воскресение? Конечно, нет. Первосвященники ненавидели Христа и хотели уличить Его во лжи, а Его учеников в воровстве. Сами того не понимая, они сделали воскресение еще более явным, как будто бы взялись контролировать чистоту эксперимента. Если бы стражи не было, они могли бы обвинить в пропаже тела учеников, но стража была и им пришлось сознательно идти против очевидного.
Апостолы, в отличие от первосвященников Христа любили. Они тоже сначала не верили, но их неверие все же было совершенно другим. Они сомневались и удивлялись, потому что знали о совершенно реальной смерти на кресте, но увидев Его чрезвычайно обрадовались.
Итак, первое, что можно понять из сегодняшнего чтения: мало помнить слова Христовы, в них еще нужно верить. Не столько в сами слова, конечно, сколько в истинность Того, Кто их говорил. Фарисеи могли припомнить многое из того, что слышали от Него, но жизнь их от этого никак не изменилась.
Второе, о чем можно говорить: искренняя работа с душой не проходит даром. Апостолы забыли о словах Христовых, но три года они старались быть с Учителем, старались исполнять Его заповеди... Они проявили малодушие, но как только одумались, вспомнили все и смогли вернуться к своему ученичеству.
Утро Страстной субботы — особое время. Христос лежит во гробе. Все слова, которые надо было сказать Им уже сказаны. Мы же, если решились быть Его учениками, призваны быть свидетелями Его Воскресения!