Книга пророка Исайи, Глава 61, стихи 10-11, Глава 63, стихи 1-5. Комментирует - Феоктист Игумнов
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Книга пророка Исайи, Глава 61, стихи 10-11

Книга пророка Исайи, Глава 63, стихи 1-5

епископ Феоктист Игумнов Читает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Этот фрагмент книги пророка Исайи радикально отличается от многих других ее частей, которые мы слышали во время Великого поста. Чаще всего у Исайи речь шла о чем-то печальном, он предвозвещал наказание, призывал к исправлению, и снова говорил о наказаниях и ужасных бедствиях. Но этот отрывок посвящен радости. Церковь относит описанное здесь ко временам Нового Завета, и часть этого отрывка используется за богослужением: любой христианский священнослужитель прочитывает слова пророка Исайи о радости перед началом каждой литургии — во время облачения в священные одежды.

Этими словами пророка мы исповедуем, что Бог — Источник не только жизни, но и радости. Исповедуем, что истинна и абсолютна лишь та радость, которая «о Господе». В окружающем нас мире есть много поводов для радости, но все эти поводы мимолетны, преходящи, их если и удается уловить, то лишь на краткий миг, чаще же всего земная радость бывает не без примеси печали. Прекрасно эту особенность радости тленного мира выразил преподобный Иоанн Дамаскин в одной из стихир на погребение, которая в современном русском переводе звучит так: «Какая житейская радость непричастна печали? Какая земная слава останется неизменной? Всё здесь слабее тени, обманчивей сновидений...»

Пророк Исайя не ограничивается указанием на весьма расплывчатую «радость о Господе», пророк раскрывает это понятие, он называет конкретные причины такой радости, первая из которых состоит в том, что Бог «облек нас в ризы спасения». Святитель Иоанн Златоуст говорил, что речь здесь идет не о чем-то материальном, не о какой-то особой одежде, хотя, конечно, и одежда в ряде случаев может быть весомым поводом для радости, здесь речь совершенно об ином — о Самом Христе Спасителе, святитель Иоанн так и выразил свою мысль: «Христос есть одежда спасения. Ты облекся в ризу не затем, чтобы покрыть наготу телесную, но затем, чтобы быть неприкосновенным для насилия смерти. Справедливо пророк говорит: ризу, — потому что мы были нагими, бесславными, непослушными, глупыми, блуждающими, служащими многим страстям; грехи сделали нас нагими, и сатана, которому мы дали у себя место, сделал нас бесславными. Потому пришел Христос, облачил нас, и показал нам разум, которым мы можем легко совлечь с себя ветхого человека с деяньми его и облечься в нового, созданного по Богу. И так как в нашей власти — совлечь его, то потому Он и повелевает, говоря: облек, так чтобы одежда всегда пребывала с нами».

А раз в нашей власти совлекать с себя ветхую одежду и в нашей власти облачаться в новую, то и повод для радости о Господе всегда рядом, им всегда можно воспользоваться и очень хочется надеяться, что мы так и поступим, и радость о Христе Воскресшем нас не покинет ни на секунду.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!