Книга Бытия, Глава 22, стихи 1-18
Многим этот отрывок Священного Писания категорически не нравится.
Этих людей можно понять: действительно, нормальному нравственно здоровому человеку невозможно принять мысль о том, что Бог может дать повеление принести в жертву ребенка. Во-первых, это крайняя степень жестокости, тогда как жестокости нет ни в одном из известным нам перечней свойств Бога, но среди каждого из них есть милосердие. Во-вторых, такое повеление, а потом его отмена выглядят как издевательство над Авраамом, которое также не свойственно Богу.
А что, если посмотреть на всю эту историю несколько иначе? Что если попытаться ее осмыслить, спустившись на другой уровень — на уровень государства?
Мы все знаем, что в истории нашего Отечества, как и в истории любой другой страны, неоднократно возникали ситуации, когда государство вынуждено было вступать в войну. Объявлялась мобилизация, и юноши шли на фронт. Родина в лице государства требовала, а матери отдавали своих сыновей в ответ на это требование и благословляли их на исполнение воинского долга. Можем ли мы упрекнуть государство в изощренной жестокости? Нет. Можем ли мы упрекнуть матерей в сердечной черствости крайней степени запущенности? Конечно же, нет. Бывали и, к сожалению, очень часто бывали ситуации, когда возникала необходимость в человеческих жертвах ради блага Родины. А иногда случалось так, что эта необходимость возникала в силу тех или иных ошибок со стороны государственного руководства. Но означало ли это, что матери должны были прятать своих сыновей и не давать им участвовать в боевых действиях? Ответ все тот же: нет.
Бог не планировал лишать жизни Исаака. Он не издевался над его отцом. Бог всего лишь испытывал и закалял веру Авраама, веру в том числе и в абсолютную благость Господа, которую можно познать лишь дойдя до крайней степени самоотречения. Авраам дошел. Авраам познал.