
Рембрандт (1606—1669) Апостол Павел
Евр., 306 зач., II, 11-18.
Глава 2.
11 Ибо и освящающий и освящаемые, все — от Единого; поэтому Он не стыдится называть их братиями, говоря:
12 возвещу имя Твое братиям Моим, посреди церкви воспою Тебя.
13 И еще: Я буду уповать на Него. И еще: вот Я и дети, которых дал Мне Бог.
14 А как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола,
15 и избавить тех, которые от страха смерти через всю жизнь были подвержены рабству.
16 Ибо не Ангелов восприемлет Он, но восприемлет семя Авраамово.
17 Посему Он должен был во всем уподобиться братиям, чтобы быть милостивым и верным первосвященником пред Богом, для умилостивления за грехи народа.
18 Ибо, как Сам Он претерпел, быв искушен, то может и искушаемым помочь.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Сегодняшнее чтение читается в богослужебном году как минимум дважды: в праздник Благовещения и Страстную пятницу. И если Благовещение — это день, в который Христос был зачат, то в Страстную пятницу Он умер на кресте. Для обычного человека подобный подход был бы попросту немыслим. Как можно одним и тем же текстом сопровождать зачатие и смерть, ведь первое — повод для радости, а второе — для отчаяния. Но Иисус Христос не обычный человек. То есть про Него, конечно, можно сказать, что Он самый настоящий человек. Более того, можно сказать, что Он именно таков, каким Бог человека задумал изначально, то есть даже более настоящий человек чем мы. Ведь мы поражены грехом и наша воля уже не такова, какой была у первозданного Адама. Для нас послушание Богу трудно, а для Христа оно было естественным.
Однако кроме того, что Христос настоящий человек — Он так же и настоящий Бог. Бог, ставший человеком. Именно этот последний факт позволяет прочитать один и тот же текст в дни, которые кажутся максимально противоположными по содержанию.
Читая этот отрывок в контексте Благовещения, мы радуемся тому, что Бог не постыдился стать такими же как мы. Для сравнения, греческий философ Плотин стеснялся того, что у него было тело. Он полагал, что для души быть связанной с материальным миром — это унижение. Именно поэтому многим людям было так трудно поверить, что Бог мог снизойти до воплощения... Но именно поэтому апостол говорит о нем с такой радостью.
Однако чтение на этом не заканчивается. Люди не только причастны плоти и крови, в результате греха они стали смертны. Воплощение же совершено не только для того, чтобы явить миру истинного человека, но и для того, чтобы спасти тех, кто от своей истинности, от своего предназначения так или иначе отказался.
Когда мы сегодня говорим о смерти человека, мы воспринимаем ее как трагедию, потому что уверены, что по настоящему смерти быть не должно. Да и апостол называет ее последним врагом. Но со Христом все оказывается несколько иначе. Мы в ужасе бежим от смертного часа, но Христос говорит о нем: «для этого часа Я и пришел». Чем ближе к Пасхе, тем отчетливее в богослужебных текстах звучат параллельно две мысли: смерть Христа ужасная трагедия, Он не желал умирать, но Он родился для того, чтобы умереть и свободно на это пошел. Когда человек рождается в мир, мы уже знаем, что когда-нибудь он умрет. При всем ужасе этой мысли, она довольно очевидна. Но вряд ли мы можем сказать, что человек родился для смерти. Однако Богочеловек Христос родился для того, чтобы прожить жизнь в послушании Отцу, проповедовать Царство Божие, собрать общину учеников и, наконец, взойдя на крест — умереть. В сегодняшнем чтении эта мысль выражена предельно ясно. Христос умирает, чтобы «смертью лишить силы того, кто имеет державу смерти, то есть дьвола». Как истинный человек он умирает по-настоящему, то есть Его душа и тело разлучаются. Но так как они соединены с Божеством смерть оказывается бессильной и лишается своей власти. Как человек, Христос не желал смерти, но как Бог Он ее победил. Весть о Боге, Который приходит в мир, как человек — поистине является благой, но свою полноту она обретает тогда, когда Он проходит с человеком весь путь от рождения до смерти, освящая и преображая его.
4 сентября. О хуле на Святого Духа

В 3-й главе Евангелия от Марка есть слова Христа: «Кто будет хулить Духа Святого, тому не будет прощения вовек, но подлежит он вечному осуждению».
О хуле на Святого Духа — священник Родион Петриков.
Часто этот грех, грех хулы, понимают как какую-то особую кощунственную фразу. Однако суть не в словах, а в глубине, в состоянии сердца человека.
Представьте себе тяжело больного, который отталкивает врача, который несёт ему лекарство. Его гибель не в наказании от врача, а в его собственном выборе.
Так и здесь хула — это не внезапная ошибка, а сознательное, упорное и окончательное отвержение Бога, Который есть любовь и спасение. Это состояние, когда человек зло называет добром, а добро называет злом. И настойчиво отказывается от прощения, которое Бог ему непрестанно предлагает.
Ключ в том, что этот грех — не поступок, а именно состояние. Ведь тот, кто боится, что совершил какой-то кощунственный поступок, уже не находится в этом состоянии, потому что его сердце кается, растревоженное голосом совести.
Так что эти слова Христа Спасителя — это прежде всего серьёзное предостережение о страшных последствиях нашего свободного выбора, который Бог у нас не отнимает. И конечно, одновременно это величайшее утешение, потому что дверь к прощению открыта для всех, кто хоть как-то готов её увидеть.
Все выпуски программы Актуальная тема
4 сентября. Об отношении Преподобного Исаакия Оптинского к братии монастыря

Сегодня 4 сентября. День памяти Преподобного Исаакия Оптинского, отошедшего ко Господу в 1894 году.
О его отношении к братии монастыря — игумен Назарий (Рыпин).
Преподобный Исаакий был очень мудрым настоятелем. Его отличало, что он был очень ровен со всей братией, то есть никого не выделял. Именно поэтому преподобный Исаакий никогда не наказывал за личные оскорбления кого-либо из братьев, стараясь разуметь обидчика. Он проявлял терпение и снисхождение к недостаткам других, помня, что все мы немощны и несовершенны.
И также в наставлениях преподобный Исаакий подчёркивал важность терпения в духовной жизни и непрестанные молитвы как средства для преодоления трудностей и обретения благодати. Однажды одному монаху, пытавшемуся уклониться от послушания, он сказал очень простые слова: «Если не хочешь, то уже как сам знаешь». Эти слова, сказанные с любовью и пониманием, произвели на монаха такое впечатление, что он сразу же раскаялся и принял послушание. То есть он предоставил монаха своей воле, которой тот, имея духовный разум, всё-таки испугался.
Если игумен уже говорит: «Делай, как хочешь», то это, собственно, очень страшные слова для насельника монастыря. И он понимает, что «как хочешь» — это он уже не в руках Божьих, не в пределах послушания Богу через игумена, но предоставлен уже не только своей воле, но и зачастую тирании дьявола в том числе.
Поэтому очень важно в монастыре отсекать свою волю, всё-таки делать по послушанию то, что тебе говорят, тем самым покоряя свою человеческую волю не воле игумена только лишь, а через игумена покоряя свою волю воле Господней.
Все выпуски программы Актуальная тема
4 сентября. О подвиге Священномученика Горазда (Павлика)

Сегодня 4 сентября. День памяти Священномученика Горазда, епископа Чешского и Моравско-Силезского, пострадавшего в 1942 году.
О его подвиге — священник Стахий Колотвин.
У священномученика Горазда, епископа Чешского, первого предстоятеля Чешской православной церкви (если не считать древние времена эпохи Мефодия и Кирилла, учителей славянских), такая забавная фамилия для русского слушателя — Павлик. Но тем не менее, это человек, который прожил очень непростую жизнь.
Причём изначально на родине ничего не предполагало, что он станет тем святителем, который поведёт множество своих соплеменников по пути того вероучения, которое проповедовали Мефодий и Кирилл. Родился он в католической семье, стал он католическим священником.
Потом, на фоне национального возрождения и борьбы с Австрийской империей, перешёл в протестантизм, по сути. Гуситское движение, которое только отдалённо напоминало те гуситские восстания и учения многовековой давности, а по сути было таким изводом протестантизма.
Но если человек искренний, то даже когда он заблуждается и сбивается с пути, то делает это он только для того, чтобы нащупать этот путь и вернуться, и пойти по нему.
И венцом жизни священномученика Горазда стало страшное время нацистской оккупации. Когда ликвидаторы нацистского палача Гейдриха скрылись в православном кафедральном храме и были укрыты православным клиром, епископ Горазд мог спокойно остаться в стороне. Он был в это время в Берлине и мог сказать: «Я ни при чём, вот, я в столице рейха был».
Но он вернулся, взял ответственность на себя и пострадал за Христа и любовь к своему народу.
Все выпуски программы Актуальная тема