Книга пророка Захарии, Глава 11, стихи 10-13
Тексты, которые мы слышим сегодня в храмах посвящены самым трагичным событиям во всей священной истории. В данном случае перед нами очень известный отрывок из книги пророка Захарии. Говоря о грядущих временах, Бог предрекает уничтожение завета, который Он заключил со всеми народами. И хотя Захария обращается к иудеям, эти слова явно имеют более широкий контекст, так как не ограничиваются народом Божиим.
Но что же это за зовет, который был заключен со всеми людьми? Очевидно, что перед нами указание на завет Бога с Ноем и его потомками, ведь только он относится ко всем людям. Это был завет милости и благоволения, и неслучайно именно этим словом именует посох, который Бог ломает в знак уничтожения этого завета.
При чтении этих строк трудно отделаться от ощущения, что происходит нечто неправильное. Заключая всякий завет с людьми: с Ноем, Авраамом и Моисеем — Бог всегда говорит о верности людям, которая никогда не будет нарушена. И вдруг сейчас мы слышим об уничтожении Завета, который заключен со всеми людьми.
Может возникнуть вопрос, неужели верность Божия и Его любовь к людям прекратились? Неужели мера этой верности и терпения переполнилась?
Чтобы понять смысл, ради которого Церковь читает этот отрывок именно сегодня — важно увидеть его не только в библейском, но и в богослужебном контексте. Сегодняшний день — это день распятия и смерти, день пролития Христом крови на кресте. При этом кровь Его называется в Писании кровью Нового Завета, как и Сам Он ассоциируется с жертвой, приносимой ради спасения человеческого рода. Причем не только избранных, но вообще всех людей, потому что Он умирает за всех.
В таком случае отрывок, в котором Бог уничтожает прежний завет, звучит не как знак мести. Конечно, в историческом контексте речь шла о наказании, которое надвигалось на народ, изменивший Богу. Однако в контексте истории спасения, прежний завет со всеми людьми уничтожается потому, что на его место приходит Завет совершенно иной, гораздо более совершенный. И если заветы прежние говорили о расположении Божием к человеку, о его милости и снисхождении, то завет, который приходит на смену прежним радикально отличается от всего, что было ранее, ведь Сам Бог приходит к людям, чтобы умереть за них.
Все, что совершает Господь оказывается открыто тем, кто ожидает Его, тем, кто следит за Ним и именуется Его именем. Вероятно, речь идет об иудеях, к которым Он обращается. Но как они отвечают Ему? Как оценивают Его заботу и любовь? Они платят ему 30 сребреников — сумму, которую платил хозяин вола, если тот забодал чужого раба. И дальше открывается то, что, может быть, было не вполне непонятно во времена пророка... ведь 30 сребреников — это цена, в которую старейшины иудейские, через 5 веков после пророчества Захарии, оценили Иисуса Христа. Жертву Богочеловека и Его крестный подвиг оценили как несчастный случай, который произошел с тем, чья жизнь очень мало ценится.
Сегодня мы постоянно слышим слово ценности. Понимают под ними обычно нечто важное и дорогое, значимое для всех. При этом совершенно очевидно, что ценности бывают истинные и ложные. Драгоценные камни называются ценностями, так же как вода и воздух... Но если без первых мы можем прожить, то без вторых прожить неспособны. Сегодняшнее чтение говорит нам о том, что дело Божье можно оценить по-разному. Народ, который должен был ждать Его так, как никто другой, выбрал в качестве главной ценности спокойную и сытую жизнь. При этом жертву Бога он оценил как случайную жизнь раба, которым можно пользоваться, пока это удобно, но который не так уж и дорог. Услышав отрывок из книги пророка Захарии, можно решить, что все это история о чужой неблагодарности. Однако это совершенно не так. Это чтение — вызов каждому человеку, который думает о Боге. Как мы воспринимаем дело Божье? Насколько оно ценно для нас? И готовы ли мы, в ответ на Христову жертву — ответить своей жертвой.