Евангелие от Матфея, Глава 27, стихи 1-44
Евангелие от Луки, Глава 23, стихи 39-43
Евангелие от Матфея, Глава 27, стихи 45-54
Евангелие от Иоанна, Глава 19, стихи 31-37
Евангелие от Матфея, Глава 27, стихи 55-61
Знаменитый русский философ Иван Ильин сказал однажды: «жить стоит только ради того, за что стоит умереть». Подобное утверждение неоднократно находило подтверждение в истории. Достаточно вспомнить, например, историю советской ученой Магдалины Петровны Покровской — создательницы вакцины против чумы. Покровская, завершив успешные опыты на подопытных животных, не решилась испытывать препарат на ком-то из людей. Вместо этого она опробовала созданный ею препарат на самой себе. Около трех суток организм Покровской боролся со страшным недугом и, наконец, победил. Человечество обрело эффективный способ борьбы с чумой. Сама же ученая готова была умереть за то, чтобы спасти жизни иных людей от ужасной болезни. Пример самоотверженного служения Покровской, как и иные подобные примеры адресуют нас к главному в истории подвигу жертвенности — искупительному служению Господа Иисуса Христа. Сегодняшнее евангельское чтение рассказывает нам о завершении этого служения. Христос пленен. Его избивают. Сначала отводят на суд к первосвященникам, затем — к Пилату. Римский чиновник поддается влиянию толпы и отправляет Спасителя на смерть. Иисуса распинают на кресте вместе с двумя разбойниками. Христос в течение нескольких часов испытывает ужасные муки. Не только физические, но и моральные. Стоящие у креста старейшины и римские солдаты цинично издеваются над Спасителем, Который довольно скоро на кресте умирает. Миссия Христа, как кажется, подходит к бесславному концу. А как может быть иначе? Ведь апостолы разбежались, недавние восторженные почитатели превратились в хулителей. Спаситель же по какой-то причине отказывается проявить Свою Божественную силу. Но, на самом деле, она (эта сила) в изобилии является миру. Но не в политической или какой-либо еще мощи, через Христовы правду, милосердие, и, самое главное, любовь. Миссия Спасителя заключалась именно в этом — вновь открыть человечеству любовь Божию. Господь Иисус становится не только глашатаем, но и воплощением этой любви. Он приносит Себя в жертву, желая вернуть людей к общению с Отцом Небесным, открыть им врата Его Царства. Христос проявляет удивительное смирение, не отвечает злом на зло, не стремится к суетной славе. Он отправляется в одновременно тягостное и славное путешествие, соединяющее человеческий мир и мир духовный. Бог спускает в ад, идёт путём мертвых, чтобы вернуть мирозданию его первоначальную целостность. Миссия Спасителя уже в самом ее начале приносит неожиданные дары. Один из разбойников, висящий рядом со Христом, вдруг перестаёт Его ругать и проникается жалостью к Иисусу. Покаявшийся злодей становится первым, вошедшим в Рай праведником. Смерть Христа ужасает и наполняет храбростью сердца жен-мироносиц. Они, не страшась, стоят у креста, а затем отправляются ко гробу, чтобы проявить по отношению к умершему Иисусу свою любовь. Несут драгоценное миро, которым хотят помазать Его тело. Храбрость этих женщин не остается без ответа. Они становятся первыми свидетельницами великого чуда Воскресения Христа из мертвых. Жертва Спасителя изменяет еще двух человек. Тайные ученики Христа Иосиф Аримафейский и Никодим, не скрываясь, идут к Пилату, просят у него дозволения погрести тело Учителя. Иосиф дарит Спасителю свою гробовую пещеру. Всё перечисленное свидетельствует об одном. Любовь способна преображать нашу реальность и, самое главное, она способна преобразить сердце человека. В особенности, если речь идет о любви Божией. И да — эта любовь есть то, ради чего следует жить, и то, ради чего стоит умереть.