Иеремии, Глава 11, стихи 18-23, Глава 12, стихи 1-5; 9-11; 14-15. Комментирует - Стефан Домусчи
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Книга пророка Иеремии, Глава 11, стихи 18-23

Книга пророка Иеремии, Глава 12, стихи 1-5

Книга пророка Иеремии, Глава 12, стихи 9-11

Книга пророка Иеремии, Глава 12, стихи 14-15

Читает и комментирует священник Стефан Домусчи.

Сегодня страстной четверг и Церковь предлагает нашему вниманию чтения, которые призваны приблизить нас к тайне дела Христова, к тайне нашего спасения. В сегодняшнем чтении мы слышим отрывок из книги пророка Иеремии. От лица Бога он многократно обращался к народу, который погряз в язычестве и, конечно, не хотел слышать никаких обличений. Впрочем, если бы только не слушал — это было бы ещё пол беды, но судя по тому, что мы слышим в начале отрывка, жители родного города Иеремии замыслили убить его, подложить яд в его тарелку, уничтожить даже память о том, кто обличал их поведение.

Господь открывает их замыслы Иеремии и тот говорит: «дай мне, Господи, увидеть мщение, ибо я Тебе вверяю дело мое». Отвечая пророку, Бог говорит о том, что все угрожающие Иеремии, все запрещающие ему пророчествовать, будут наказаны, так что и остатка их не будет. Причем совершенно очевидно, что суть происходящего не в мести, как таковой. Люди, которые ненавидят пророка ненавидят и Бога... А ненавидящие Бога сами лишаются жизни.

Просьба Иеремии по-человечески очень понятна и действия Божии вполне соответствует ветхозаветным представлениям о Нем. Однако во второй части чтения интонации несколько меняются. Пророк не понимает Бога начинает задавать вопросы о правосудии. Он замечает, что Бог не наказывает нечестивых, они укореняются и возрастают на земле. Иеремия не сомневается в том, что Господь праведен, но не понимает, почему в мире нет очевидной справедливости.

Внешне по сюжету история Иеремии оказывается очень похожей на историю Христа. Он возвещает людям Слово Божее, напоминает им о завете, который они забыли... Конечно, современники Христа не язычники и на улицах Иерусалима не стоят капища, как это было при Иеремии, но путь формального благочестия, который они для себя выбрали приводит их к тому же результату: ненависть к Христу, как к пророку и желание убить Его. И все же, совпадая по сюжету, чтение предлагает посмотреть на эту проблему с другой точки зрения.

Один священник как-то служил всенощную под воскресенье. Диакона не было и после малого входа он, стоя у горнего места говорил обычный для этого дня прокимен, смысл которого в том, что Господь воцарился и облекся в красоту и великолепие. Так уж вышло, что в тот момент на горнем месте стояла икона Христа в терновом венце. И вдруг в его сознании соединились совершенно несовместимые в обычной логике вещи: Господь воцарился и облекся в багрянцу, позволил надеть себе на голову терновый венец как царскую корону.

Иеремия требует от Бога мщения, но Бог не человек, и Он действует совершенно иначе. Во Христе Он действительно воцарился, но сделал это не через месть и наказание врагов, а через крест. О облекся великолепием, но это не великолепие одежд, но великолепие жертвенной любви, которая явлена во время распятия. Цель Его не в том, чтобы, наказав виновных, восстановить человеческую справедливость, но в том, возвратить все народы на путь спасения.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!