Книга Иова, Глава 38, стихи 1-23
Книга Иова, Глава 42, стихи 1-5
В романе Ф.М. Достоевского «Братья Карамазова» есть примечательный эпизод, в котором главный герой Иван Карамазов высказывает Богу свои претензии. Основная из них — страдание человека и не просто человека, а невинного существа, ребенка. Иван рассказывает своему брату о маленькой девочке, которую родители, ща то, что она не умела еще попросить их выти по нужде, запирали на всю ночь в холодную уборную. «Понимаешь ли ты это, — восклицает Иван, — когда маленькое существо, еще не умеющее даже осмыслить, что с ним делается, бьет себя в подлом месте, в темноте и холоде, крошечным своим кулачком в надорванную грудку и плачет своими кровавыми, незлобивыми, кроткими слезами к „Боженьке“, чтобы тот защитил его!» Взрослые страдают заслуженно, они, по словам Ивана «отвратительны и любви не заслуживают», они, в конце концов, согрешили. «Но деточки ничего не съели и пока еще ни в чем не виновны... Если, они на земле тоже страдают, то уж конечно за отцов своих, наказаны за отцов своих, съевших яблоко, — но ведь это рассуждение из другого мира, сердцу же человеческому здесь, на земле, непонятное. Нельзя страдать неповинному за другого, да еще такому неповинному!» Поэтому в итоге Иван заявляет: «Я не Бога не принимаю, пойми ты это, я мира Им созданного, мира-то Божьего не принимаю, и не могу согласиться принять». «Бунт» Ивана — это отказ от подчинения Богу, которого он признает всесильным, но несправедливым и жестоким.
Своеобразным ответом на этот бунт и является книга Иова. Невинно страдающий праведник, оказавшись в страшной ситуации, тоже бунтует против Бога. У Иова идет внутренняя тяжба с Творцом. Он не понимает, за что ему все эти злоключения. Ведь его совесть и его помыслы чисты. Он действительно не совершил никакого греха. Это непонятно и для окружающих. Друзья Иова убеждены, что он согрешил. Для них это единственное логичное объяснение происходящего. Но в том отрывке, который мы только что услышали, Господь Сам дает ответ на поставленный вопрос. Он задает ему вопросы, цель которых словно дать Иову охватить это мироздание во всей его полноте, словно расширить его кругозор, заставить изумиться перед тайнами мира. Он принуждает Иова взглянуть на мощь первобытного хаоса так, как смотрит Он сам. Полученный опыт словно перекрывает личную обиду Иова. Он не получил ни одного рационального ответа ни на один из своих вопросов. Однако Господь перестает быть для него абстрактной прописной истиной, о которой мы слышим от других и с которой знакомимся по книгам. Он становится для него личным, живым, а потому загадочным и непредсказуемым как любая личность. Поэтому он говорит: «Раньше я только слышал о Тебе; теперь же глаза мои видят Тебя!» Иов проходит свое испытание, отступает от своего бунта, смиряется перед тайным Промыслом Творца, принимает Его волю. Его душу наполняют мир и покой, которые невозможно объяснить рассудком.
Страдания человека — это один самых важных и трудных вопросов, которые мы задаем Небу. И подобно тому, как Господь дает ответ Иову, Он дает его и нам. Сам приходит в этот мир, становится человеком и пьет ту же самую горькую чашу, из которой пьет каждый и нас. Идет на Голгофу и спускается в самые темные подвалы адской бездны. Понять и принять этот рассудком невозможно. Но лишь тот, кто сможет открыть этой тайне свое сердце, обретет в итоге мир, покой и радость светлого Христова воскресения.