Евангелие от Матфея, Глава 24, стихи 36-51, Глава 25, стихи 1-46, Глава 26, стихи 1-2. Комментирует - протоиерей Павел Великанов
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Евангелие от Матфея, Глава 24, стихи 36-51

Евангелие от Матфея, Глава 25, стихи 1-46

Евангелие от Матфея, Глава 26, стихи 1-2

Читает и комментирует протоиерей Павел Великанов.

В сегодняшнем евангельском чтении мы слышали целый ряд притч, которые объединены одной сквозной темой — близости наступления Мессианской эры, или, другими словами, пришествия Сына Человеческого. Когда мы их слышим, то невольно воспринимаем как адресованные именно к нам, в контексте того времени, где мы сейчас находимся. Но что, если посмотреть на эти притчи через последнюю фразу, которую мы только что слышали? «Когда Иисус окончил все слова сии, то сказал ученикам: ... через два дня... Сын Человеческий предан будет на распятие». К чему эти слова? Быть может, они и есть своего рода подытоживание всего вышесказанного?

А что, если соединить тему пришествия Сына Божия и тему Его распятия? Ведь мы прекрасно понимаем, что ни один из апостолов так и не стал свидетелем Второго Пришествия Христа — если воспринимать притчи в ключе одного из направлений экзегезы? Но разве само Распятие — не есть явление Бога миру таким образом, что по его пронзительности ничего и рядом стоять не может? Когда небеса скрыла мгла? Основания земли потряслись? Ужас и отчаяние охватило всех? Когда Бог делом явил Себе таким, каким Его точно никто не был готов увидеть? Ученики ждали славного пришествия Мессии — а увидели позорную мучительную смерть — и им не хватило елея веры, чтобы остаться вместе с Учителем до самого конца — а не разбежаться в страхе кто куда, потому что вся их надуманная конструкция рухнула?

В притче о талантах похвалу и награду получает тот, кто думает о хозяине лучше, чем он есть на самом деле. И, напротив, тот, кого бы мы скорее назвали имеющим трезвое и объективное представление о своём господине — жестоко извергается во тьму внешнюю. Но не о том ли и в притче про Страшный Суд? Не потому ли те, кто даже не задумываясь, помогали любому, без разбора, достоин ли он этого или нет — определяются как праведники в Царство Небесное? А другие, те, которые с левой стороны, рациональные и расчетливые, привыкшие прогнозировать и все перепроверять — вдруг оказываются полными духовными банкротами?

Скоро, совсем скоро, ученики окажутся перед лицом сильнейшего кризиса их представлений о Боге. О Боге как Благом и Справедливом. Мудром и Всесильном. И сегодня их Учитель даёт им разные «мосточки», чтобы они хоть чем-то смогли воспользоваться и не рухнуть в бездну отчаяния. Он призывает их не ограничивать Бога своими умозаключениями — но дать Ему простор действовать — сохраняя веру в то, что Он уж точно что-нибудь да придумает! Христос подталкивает их к ещё одному важному шагу веры — решиться поверить в то, что Бог всё же значительно лучше, чем о том однозначно свидетельствует объективная реальность — реальность предательства, беззаконного суда, жестоких издевательств, торжествующей мстительной злобы, неумолимой и непреодолимой смерти... Он обязательно что-то придумает — да ещё так, что сюжет всей мировой истории совершит поистине умопомрачительный вираж!

Как хорошо бы и нам почаще вспоминать, что Бог, Который сегодня может казаться вообще исчезнувшим из мира — обязательно что-нибудь да и придумает, и ещё так сможет удивить всех нас, что мы потом долго будем смеяться над своими страхами и тревогами!...

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!