Евангелие от Матфея, Глава 24, стихи 3-35. Комментирует - протоиерей Павел Великанов
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Евангелие от Матфея, Глава 24, стихи 3-35

Читает и комментирует протоиерей Павел Великанов.

Ответ, который был дан Христом Спасителем ученикам на горе Елеонской, звучит очень драматически. Перед ними — восхитительный вид на храмовую гору, где белоснежный мрамор построек переливается отблесками золота, создавая впечатление абсолютной красоты и не менее абсолютной — надёжности. Для любого иудея Храм был вещественным, осязаемым доказательством бытия Бога — ведь именно там являла себя Божественная слава, подтверждающая всякий раз, что Бог есть — Он здесь, Он рядом, Он никуда не исчез и не удалился! Если есть Храм — значит, в нём есть и Бог! Зачем Ему оттуда уходить?

И когда Иисус говорит о грядущей «мерзости запустения», о том, что камня на камне здесь не останется — это выглядит какой-то жуткой небылицей, в самом страшном сне невообразимой. Ученики покорно и с замиранием сердца молчат — им не впервой слушать Учителя и ничего не понимать. Просто принимают к сведению, кто знает, может, и пригодится. Ещё как пригодится — когда войска Тита осадят Иерусалим, христиане вспомнят эти слова Иисуса и оставят город — не пытаясь удержать обречённое. Как бы ни были отважны защитники Храма — но Бога там уже нет с тех пор, как Его Сын был приколочен ко Кресту, завеса, скрывавшая Святое Святых разорвалась, и Свет Бога проник до самых глубин адовых. Теперь Бог — не в Иерусалимском храме, а в сердцах и умах тех, кто принял Воскресшего Иисуса как Спасителя, стал Его живым храмом, кто носит внутри себя Его обручение вечной жизни, кто питается и изнутри освящен Его святыми таинствами. Конечно же, разъярённый еврейским бунтом Тит и не подозревал, что его упрямое решение разрушить храм — неизбежность не потому, что надо было наказать непокорных. Невзирая на все уговоры пощадить Храм, он говорил: «Если вырвать корень, стебель умрет сам». Но он не знал, что корень и так уже подорван, листья завяли, и живительные токи Божественной силы уже никуда не поступают.

Сегодняшнее чтение приоткрывает нам тайну, незнание которой оказалось роковым для защитников иерусалимского храма: Бог обитает не в камнях и не в золоте, а только в сердцах живых людей. И эту живую святыню Он будет защищать от любого вреда — если только Ему это будет позволено самим человеком. А все постройки, украшения, позолота — не более, чем образ, отражение того, что происходит с душой, когда в ней царствует Бог. Но если Богу запретили быть Живым, Таким, Каким Он Сам хочет быть — и оставили только узкий коридор строгого соответствия привычным представлениям преданиям старцев — Он оставит эту тюрьму образов, представлений, законов — выскользнет бабочкой, утечёт водой, растворится дыханием — и направится к тем, кто будут рады видеть Его Своим Богом и Господином! Не только видеть, но и давать безграничный простор в сердцах Ему быть таким, каким Он — а не мы — хочет быть. Действовать так, как Он — а не мы — хотим, чтобы было. Без всякой попытки удержать, ухватить, законсервировать в чём бы то ни было. И когда к Богу относятся именно так — бережно, просторно, трепетно — Он и правда приходит в жизнь молнией от востока до запада, озаряя Своим Нетварным светом самые сокровенные уголки души, не позволяя скрыться ни малейшему мраку или тени — но всё наполняя, врачуя, исправляя.

Как же важно, особенно в эти священные дни Страстной Седмицы, понять важность простора в жизни для Бога — чтобы Ему не оказалось слишком тесно в узких туннелях нашего въедливого и беспокойного разума!...

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!