Книга Притчей Соломоновых, Глава 23, стихи 15-35
Книга Притчей Соломоновых, Глава 24, стихи 1-5
Основная часть этого отрывка книги Притчей посвящена описанию губительных последствий злоупотребления алкоголем. Здесь излишни какие-либо комментарии, потому как вред от алкоголя можно назвать самоочевидным и любой из нас мог бы произнести не менее увлекательную речь на ту же самую тему.
Но среди рассуждений о пагубности пьянства мы находим очень интересную мысль, размышление над которой способно помочь нам понять, каким образом нравственные призывы Священного Писания можно сделать не чем-то внешним, а внутренним и личным достоянием каждого из нас. Путь этот обозначен в Притчах такими словами: «Сын мой! отдай сердце твое мне, и глаза твои да наблюдают пути мои». Внешнее — это то, к чему не лежит сердце, это некие выученные истины, смысл которых не всегда ясен и очевиден. А внутреннее, напротив, соприродно человеку. Автор книги Притчей уверяет, что сделать истины Священного Писания внутренним достоянием не только возможно, но и должно, для этого надо отдать ему — Писанию, а через него и Богу — сердце. Но как это сделать? А как мы вообще отдаем сердце кому-либо или чему-либо? Да, у нас есть те интересы и стремления, которые нет необходимости приобретать, они данность, как к примеру, условные увлечения футболом, музыкой или детективными сериалами, но есть и то, что было приобретено некоторыми усилиями.
В своих замечательных и универсальных «Душеполезных поучениях» авва Дорофей описал процесс увлечения чем-то таким, что поначалу вовсе не кажется интересным и занимательным. Он рассказал об этом на примере собственного первоначального нежелания читать и учиться. Вот, что он написал: «Когда я обучался светским наукам, мне казалось это сначала весьма тягостным, и когда я приходил взять книгу, я был в таком же положении, как человек, идущий прикоснуться к зверю; когда же я продолжал понуждать себя, Бог помог мне, и прилежание обратилось мне в такой навык, что от усердия к чтению я не замечал, что я ел или пил, или как спал».
Описанный преподобным Дорофеем путь понятен: он лежит через первоначальное понуждение себя, которое со временем превращается во внутреннее стремление к занятию тем, что первоначально вовсе не казалось привлекательным.
Изучение Священного Писания, проникновение к его смысл изначально могут казаться чем-то невероятно скучным, но если понуждать себя, то со временем оно станет увлекать не меньше, чем условный футбол и прочие наши природные интересы. Ну а через чтение и исследование Писания его мысли становятся нашими мыслями, его образы начинают определять наше отношение к окружающей реальности, и через это наши сердца оказываются отданными Писанию и Богу.