Книга пророка Исайи, Глава 58, стихи 1-11
Пророк Моисей на горе Синай получил от Бога закон, который он передал еврейскому народу. Это были не только нормы, которые регулировали отношения между людьми. Закон включал в себя целый свод религиозных предписаний. Израиль пытался исполнять их со всей тщательностью. И вот, несмотря на это, в том отрывке, который мы только что услышали, Господь обвиняет Свой народ в духовном бесчувствии. Оказывается, при всем своем благочестии их сердца были мертвы. Их отношения с Богом Исаия описывает сегодня в виде диалога. Они задают Ему вопрос: «Почему мы постимся, а Ты не видишь? смиряем души свои, а Ты не знаешь?» И Бог отвечает им: несмотря на то, что вы внешне очень благочестивы, вы не хотите знать Мою волю. Вас интересуют только ваши собственные желания и чувства. Из чего это видно? Критерий прост — отношения с ближними. Несмотря на соблюдение поста и других формальных установлений, вы враждуете, ссоритесь и превозноситесь над ближним. Поэтому ваше благочестие не имеет никакого смысла. Это пустышка.
Каким же должно быть подлинное благочестие? Об этом мы также слышим сегодня. В его основе всегда должно находиться сердечное сокрушение, которое проявляет себя в заботе о тех, кто нас окружает: освободить раба и заключенного, накормить голодного, одеть неимущего. Это и есть настоящая духовная работа. Лишь в этом случае, как говорит пророк Исаия, «свет твой взойдет во тьме, и мрак твой будет как полдень; и будет Господь вождем твоим всегда».
Для нас эти слова как нельзя более актуальны. Мы, к сожалению, также слишком большой акцент делаем на внешнем. Соблюдая ритуальную форму, порой совершенно забываем о внутренней работе. И печально то, что нередко исполнение этих формальных предписаний окончательно подменяет собой душевное делание, и что немаловажно — деятельную помощь окружающим. Более того, в нашем сознании оно становится залогом добрых отношений с Творцом. Можно даже увидеть своеобразную закономерность: чем равнодушнее человек к ближним, тем с большим остервенением он держится за букву закона. Может быть, потому что где-то в глубине души чувствует, что при встрече с Богом это единственная добродетель, которой он сможет оправдаться, ведь никакого другого духовного богатства он не собрал.
Поэтому мы должны помнить, что всяческие формальные предписания традиции не являются для нас самоцелью. Это ложный путь. И привести он может лишь к одному — духовному истощанию и черствости. Ритуал — всего лишь вспомогательное средство, инструмент, при помощи которого мы готовим свою душу к настоящей работе, приводим ее в состояние сердечного сокрушение, чтобы с еще большим усердием до конца и без остатка посвятить себя тем, кто находится рядом с нами.