Книга Притчей Соломоновых, Глава 19, стихи 16-25
Обычно я стараюсь уклоняться от разговоров о воспитании. Дело здесь в том, что монахи, которые учат воспитанию детей, давно стали предметом острой и весьма едкой критики, и, увы, зачастую эта критика имеет под собой основание, ведь у большинства из нас — монахов — нет личного опыта в этом вопросе, мы всего лишь теоретики. Но несмотря на мое упорное нежелания касаться темы воспитания, мой сан обязывает так или иначе соприкасаться с этим вопросом: правда, мне приходится воспитывать не детей, а сложившихся взрослых людей. Впрочем, делать нечто подобное приходится не только мне и моим собратьям — священникам и архиереям — тем же самым занимаются и многие другие люди, те, кто по собственной воле или же в силу обстоятельств пытаются исправлять не только самих себя, но и окружающих.
Автор книги Притчей дает довольно много советов, которые касаются вопросов воспитания. Но здесь необходима оговорка: свои советы он распространяет лишь на собственных детей, поэтому использование этих рекомендаций должно быть очень аккуратным и осмотрительным в том случае, если объект применения воспитательных усилий — не дети или же чужие дети. Вместе с этим есть в книге Притчей и универсальные педагогические советы. Один из них мы только что услышали: «Наказывай сына своего, доколе есть надежда, и не возмущайся криком его». Для лучшего понимания этого фрагмента необходимо сделать небольшую оговорку: в тексте Священного Писания слово «наказание» и его производные имеют более широкое значение, чем аналогичные слова в современном нам русском языке, они указывают не столько на наказание в смысле причинения какого-либо рода боли в назидательных целях, сколько на поучение и наставление. Из этого фрагмента книги Притчей можно сделать один очевидный вывод: поучать можно лишь до тех пор, пока есть надежда на то, что человек услышит, воспримет сказанное и сможет должным образом отреагировать. Если же такой надежды нет, то не стоит утруждать себя произнесением увещевательных слов. Но как определить есть надежда или ее уже нет? Ведь все мы неизбежно субъективны, а потому в своей оценке можем допустить ошибку. Здесь нам на помощь приходят учителя монашества, они из собственного опыта знали о том, до каких пор надежда есть, а когда она исчезает. Их ответ на наш вопрос очень прост, они говорили, что нет смысла давать наставления монахам, которые старше сорока лет. Это вовсе не означает, что тот, кто перешагнул сорокалетний рубеж не способен к исправлению, нет, это означает лишь то, что такой человек может измениться лишь в том случае, если он сам пожелает это сделать, нет никакой возможности заставить его что-то переосмыслить и измениться. Конечно, возраст — лишь один из возможных критериев. Могут быть и другие. Более того, возрастной критерий может оказаться не точным или же вовсе обманчивым. Но про возраст все же лучше помнить в том случае, если мы полагаем, что наши воспитательные усилия смогут оказать должный эффект на возрастную группу «сорок плюс».