Книга Притчей Соломоновых, Глава 17, стихи 17-28
Книга Притчей Соломоновых, Глава 18, стихи 1-5
В только что прозвучавшем отрывке царь Соломон обращается к своим слушателям со словом мудрости. Как всегда, он обращает наше внимание на совершенно разные области жизни человека. Однако сегодня присмотримся к тому, что Соломон говорит нам о подлинной добродетели.
Не однократно мы слышим, что добрые дела — это главный признак благочестивого человека. Их совершает праведник, на них не способен грешник. Однако, оказывается, не все так просто. Если добродетель не соединена с мудростью, она может нанести серьезный вред. Вспомним притчу Иисуса Христа о мытаре и фарисеи. Именно скрупулезное исполнение закона стало для фарисея поводом для тщеславия, самолюбования и в итоге для превозношения над ближним. В притчи о блудном сыне в эту же ловушку попал старший брат. С точки зрения исполнения закона, отношений с отцом он был безупречен. А потому и на блудного сына он смотрит свысока, словно брезгует им и даже предъявляет претензии родителю за то, что тот простил и принял обратно своего оступившегося ребенка. В обоих случаях перед нами добродетельность, которая словно обесценивает сама себя. Причина очевидна. Здесь нет мудрости, рассуждения, и самое главное нет любви. Такая добродетель формальна. Ее цель — соответствовать внешней норме, заданному стандарту. В итоге это девальвирует любые добрые начинания, сводит их на нет. Рядом с таким человеком душно находиться. В нем нет искренности и сердечности. А потому нередко можно услышать, как его даже называют «святой сатана».
Сегодня Соломон говорит, что порой подлинным добрым делом может быть его видимо отсутствие. Так, иногда не стоит ручаться за ближнего, брать на себя ответственность за него. Наше внешнее великодушие может быть не по разуму, без рассуждения, с мыслью только о себе и о своей репутации, что в корне разрушит, казалось бы, такое благородное дело. Но дело не только в этом. Порой ручаться за человека — все равно, что мешать ему взрослеть. Так этим могут страдают родители, чьи дети уже давно выросли, а они все держат их возле своей юбки. В этом случае человек просто обречен на душевную незрелость. Из-за этой навязчивой нежности ребенок лишается главного — опыта самостоятельной жизни. А потому порой подлинной добродетелью может стать отстранение человека от себя. Когда мы делаем усилие над собой и отпускаем его на все четыре стороны. Внешне это может выглядеть довольно неприглядно и странно. Да и сами мы будем страдать. Однако в основе такого поступка будет лежать именно подлинная мудрость, источником которой является жертвенная любовь.
Поэтому, если мы пытаемся идти путем добродетели, постараемся внимательно приглядываться к тому, что побуждает нас совершать те или иные поступки. И дай нам, Господи, рассуждения и сил полагать в их основу Твою мудрость и любовь.