Книга пророка Исайи, Глава 42, стихи 5-16
Библия довольно объемная книга, или, точнее, целое собрание книг. Каждая по-своему они рассказывают нам о том, как Бог сотворивший мир ведет человека к намеченной цели, к исполнению Своего замысла. При этом у читающего может возникнуть вопрос: почему же Бог не спас падшее человечество сразу, почему история спасения такая долгая и сложная. Конечно, окончательный ответ на этот вопрос может дать только сам Бог, однако из того, что нам открыто можно утверждать, что одной из причин является человеческая свобода и неготовность падшего человека к подлинным переменам. Иногда любящему родителю так хочется, чтобы его ребенок исправился, но одно дело привести к исправлению силой и совершенно другое — искреннее согласие ребенка с родителем, которое стало результатом свободного внутреннего решения. Первое может произойти быстро и довольно просто, но только второе будет иметь прочное основание.
Однако в сегодняшнем чтении звучит одна мысль, которую трудно воспринять как заботу о людях. Конечно, Он «призвал человека к правде», и «будет держать его за руку и хранить его», но при этом Он так же заботится о своей славе, которую он не готов делить с истуканами. Более того, иногда можно встретить мысль, что Бог сотворил мир и людей в нем, чтобы они Его славили.
Слова эти очень важно правильно понять. С одной стороны, никому из современных людей не надо объяснять, что такое стремление к славе, так как большое количество ток шоу и передач работают именно на это. Сегодня очень многие хотят прославиться и готовы сделать для этого практически все. В то же время, желание славы подспудно осознается нами как ощущение собственной неполноты... Если ты знаешь себе цену, будешь ли ты искать славы, чтобы доказать себе и людям свою собственную значимость? Именно поэтому слова Бога о Его собственной славе могут смутить. Уж кто, кто, а Бог всегда воспринимается как Тот, Кто предельно самодостаточен и не нуждается ни в каком внешнем восхвалении.
Но сталкиваясь со словом «слава» правильно ли мы его понимаем? На самом деле не совсем. Еврейское слово «кабод», которое переводят как «слава» первоначально означает вес и ценность. Славен не просто герой битвы, не просто какой-то все известный человек. Славен тот, кто имеет наибольший вес в обществе, кто имеет наибольший авторитет. И если понять это слово именно так, можно будет увидеть слова Божии совершенно иначе. Говоря о том, что он не готов делить славу вместе с идолами, Бог не имеет ввиду, что Ему мало популярности, как поняли бы мы сегодня. Он не готов быть авторитетным наравне с истуканами. В свою очередь это значит, что призыв пророка тоже должен быть понят иначе. Призывая славить Бога, он не имеет ввиду просто произносить некоторые слова, которые свидетельствуют о важности Бога в нашей жизни. Он призывает нас отнестись к Богу как в высшей ценности, как тому, Кто наиболее важен и значим для нас. Бог не нуждается в этом, Он действительно абсолютно самодостаточен, но в этом нуждаемся мы... ведь это помогает нам навести порядок в собственной жизни.