Книга Бытия, Глава 18, стихи 20-33
Диалог между Богом и Авраамом, который мы только что слышали, не может не шокировать. Конечно, вполне понятно, что для восточного человека привычно торговаться — и это не просто дань житейской выгоде, а своего рода особый формат общения. Если где-то на восточном базаре вы не торгуетесь, а сразу покупаете по заявленной цене — видно, что вы — чужак, иноземец. Свои же обязательно станут выторговывать лучшую цену — и в этой игре выстраиваются добрые соседские отношения между продавцом и постоянным покупателем.
Но как можно торговаться с Самим Господом Богом? Разве не выглядит это кощунственным? Начав с пятидесяти праведников, сбить до десятка — то есть в пять раз? Более того: Сам Бог этому отнюдь не противится — Он соглашается снова и снова уменьшать критический минимум. Но, увы, в Содоме и Гоморре не нашлось и десятка людей праведной жизни — и участь погибнуть в море огня была уже предопределена.
Сегодняшнее чтение призывает нас задуматься, насколько мы умеем находиться в живой связи с Богом — как это было у Авраама. Наше молитвенное общение с Богом скорее похоже на трансатлантическую посылку — отправив которую, мы не всегда можем быть уверены, что она вообще хотя бы когда-то прибудет к адресату. Мы думаем, главное — посылка отправлена, вот, даже чек есть! Но в случае с Авраамом всё совсем иначе: для него Бог — не где-то на другом континенте, а здесь, рядом, прямо сейчас — и очевидность Его присутствия не требует подтверждения. Дерзну предположить, что нам крайне не хватает хорошо развитой способности слушать и слышать Божественные ответы — почему и создаётся иллюзия того, что наши духовные запросы никуда не доходят.
Мы перестаём быть чуткими к тому, что происходит вокруг нас, когда слишком заполнены собой. Авраам потому так легко слышал Бога, что собственных, своекорыстных целей он не преследовал. И Бог, многократно испытавший крепость его веры, любви и доверия, точно знал: если Авраам о чем-то просит, значит, это не мимолётная прихоть, не сиюминутный каприз, не очередной выброс протуберанца солнца по имени Эго — а что-то действительно серьёзное. Но и сам Авраам понимал: когда он говорит с Богом — всё остальное перестаёт для него существовать.
Из этого следует вполне очевидный вывод: если мы хотим научиться не иллюзорно, а реально общаться с Богом, надо прежде всего учиться глубокому молчанию и максимальной сосредоточенности — только тогда есть надежда, что тонкие, словно дыхание ветра, ответы Господа будут нами услышаны!