Книга Притчей Соломоновых, Глава 16, стихи 17-33
Книга Притчей Соломоновых, Глава 17, стихи 1-17
В только что прозвучавшем отрывке, говоря о разного рода добродетелях и о том, что ожидает того человека, который их исполняет, царь Соломон показывает также, в каком направлении движется грешник. Перед нами два жизненных пути: путь праведника и путь нечестивого. Первый идет по этой жизни прямо, уверенно. Второй постоянно спотыкается и падает. Почему же так получается?
Дело в смирении и кротости. Праведник смиряется перед Богом, кротко приглашает Его в дом своей души. В ответ на это гостеприимство, Господь входит в его жизнь и чудесным образом устраивает его судьбу. Нечестивый — тот, кто все замыкает на самом себе. Он сам себе бог и хозяин, а потому Господь ему не нужен. Так и получается, что он остается один на один с собой и с жизненными обстоятельствами, которые нещадно и без жалости бьют его и зачастую в итоге ломают. Как же приобрести это самое состояние смирения и кротости перед Богом?
Кажется, все просто. Признай то, что есть кто-то выше, чем ты, прими вероучение Церкви, начни ходить на службы, принимай участие в таинствах, соблюдай пост, читай молитвы и готово. Безусловно, все это важные вещи. И без них трудно наладить отношения с Творцом. Однако есть один важный момент, о котором мы забываем: смирение и кротость перед Богом начинаются со смирения и кротости перед людьми.
А ведь именно это становится для многих из нас проблемой. Гордость действует так, что отравляет даже, казалось бы, самое благое намерение. «Смириться и быть кротким?», — говорит она. — «Да нет ничего проще. Но только перед Всемогущим Владыкой, а не перед этими мелкими, жалкими, зловредными существами». И что дальше происходит? Перед собой такой человек ничего не видит. Ведь гордость, прикидываясь благоговением перед святыней, заставляет его задирать голову повыше. Он смотрит вверх вместо того, чтобы смотреть под ноги и перед собой. Людей он не замечает. Неудивительно, что зачастую он спотыкается и падает.
Именно так, например, упал Раскольников в романе Достоевского «Преступление и наказание». Якобы ради высокой и благородной идеи, ради любви к человечеству, он решил избавиться от конкретного человека, от одной противной старухи душегубки. В результате чего и нанес страшный вред своей душе, чуть не помутился рассудком. Часто мы поступаем не лучше. Руководствуясь идеями справедливости и правды, пытаясь исправить зло, которое нас окружает, а по сути, просто давим окружающих. Упорно не хотим замечать их ситуации. Недавно оказался свидетелем, как группа молодых активистов восстанавливала справедливость и порядок на улице, объясняя водителю, что он припарковался не там, где положено. Идея прекрасна. Ужасно то, что примерно с подобных высоких интонаций в свое время начинали и нацисты.
Как же вести себя с людьми? Как вести себя с хамами? С грубиянами? С мерзавцами? Конечно, всегда есть своя ситуация. Но общий принцип озвучен Христом в Евангелии. «Когда ты будешь позван кем на брак, — говорит Спаситель, — не садись на первое место, чтобы не случился кто из званых им почетнее тебя, и звавший тебя и его, подойдя, не сказал бы тебе: уступи ему место; и тогда со стыдом должен будешь занять последнее место. Но когда зван будешь, придя, садись на последнее место, чтобы звавший тебя, подойдя, сказал: друг! пересядь выше; тогда будет тебе честь пред сидящими с тобою, ибо всякий возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится».
Наш Бог не есть Бог справедливости. Он Бог любви, кротости и смирения. А потому и нас Он призывает пройти этим же путем. И пусть это путь через скорби, унижения и Голгофу, мы верим, что лишь он приведет нас к Светлому Воскресению, Пасхе Господней.