Книга пророка Исайи, Глава 41, стихи 4-14
Всякий человек, насколько бы закрытым и нелюдимым он ни был, ищет понимания и принятия. Пусть в самой малой мере, но в этом сама суть человека, ведь мы существа социальные. Кто-нибудь может решить, что христианство в этом следует за каким-нибудь философским течением, но это, конечно, не так. «Нехорошо человеку быть одному» — сказано не просто в начале человеческой истории, но еще до ее начала. Более того, будучи образом Бога Троицы человек расположен к общению от начала.
После грехопадения люди стали разобщены. Именно здесь, еще в раю, почувствовав на себе испытывающий и унижающий взгляд друг друга они осознали, что стали друг другу чужими... С тех пор в каждом из нас борется желание быть вместе, со столь же глубоким желанием быть в одиночестве.
И все же, сколь бы ни были мы поражены грехом и насколько бы глубоко не укоренилась в нас разобщенность, мы создаем семьи и сообщества, нуждаемся в помощи друг друга, так как в одиночку справиться со всеми трудностями мира мы, конечно, не сможем. Крестьянин, выращивающий хлеб, нуждается во враче, в той же мере, в которой врач нуждается в хлебе... В этом и есть смысл профессий, так как получая возможность заниматься сугубо своим делом люди поддерживают друг друга на жизненном пути. Но что это за поддержка? Она заканчивается тогда, когда один человек ставит преграду на пути другого... когда люди расходятся в оценке политических или социальных проблем... Они не обязательно становятся врагами, но и помощи друг от друга не получают.
Когда-то в похожей ситуации оказался народ израильский. Он нуждался в союзниках и партнерах, но практически все подобные отношения включали в себя религиозную составляющую. Быть союзниками с язычниками значило принимать их систему ценностей. Так, праотец еврейского народа Авраам отказался от доли, которую предложил ему царь Содома, потому что не хотел быть обязан ему имуществом. Выражая эту логику один из древних восточных поэтов, писал, что лучше быть одиноким, чем разделять общество с людьми недостойными. Позиция Авраама понятна, но для того, чтобы подражать ему в этом необходимо быть внутренне очень самодостаточным человеком, к чему далеко не все готовы.
Понимая тяжесть этого внутреннего выбора, тяжесть одиночества, которое возникает не из-за внешних обстоятельств, но из-за верности заповедям, обращаясь к народу, Бог говорит народу, что Он Сам будет его другом и помощником... Он готов быть опорой и поддержкой в трудное время. Он говорит «не бойся, ибо Я с тобою; не смущайся, ибо Я Бог твой; Я укреплю тебя, и помогу тебе, и поддержу тебя десницею правды Моей».
Но разве любой человек, который видит себя перед Богом и думает о том, как выжить в современном мире не оказывается в положении народа Израильского... Разве не чувствует он, что может остаться без поддержки в мире, который живет по своим правилам. Конечно, чувствует и понимает всю опасность предстоящего выбора. Но это значит, что он так должен почувствовать и Божию любовь, Его поддержку и готовность быть рядом...