Книга Притчей Соломоновых, Глава 15, стихи 20-33
Книга Притчей Соломоновых, Глава 16, стихи 1-9
Тема мудрости — основная тема книги Притчей. Речь идет отнюдь не о многознании и не об учености. Для Священного Писания мудрость — это нравственная категория. Мудрым является тот человек, который старается жить по заповедям Бога. Как же все это связано между собой?
Исполнение воли Творца открывает человеку тайны Божественного Промысла.
Иными словами, тот, кто старается вести праведную жизнь глубже вникает в смысл происходящего вокруг. Он видит причины и последствия своих поступков, поступков окружающих, но самое главное — он начинает ощущать, как все это соотносится с замыслом Бога.
Причина этого очевидна. Главная заповедь, которую Господь дал человеку — заповедь о любви. Это не случайно. Ведь Священное Писание говорит нам, что Бог есть любовь. То есть, исполнение заповедей — не просто механическая работа — сделал и забыл. Она напрямую связано с жизнью человеческого сердца. Она меняет его. Делает его богоподобным. А потому тот, кто исполняет волю Бога, незримо соединяется с Ним. Становится частью Его жизни. Он начинает видеть мир Его глазами. Или, выражаясь словами апостола Павла, получает «ум Христов».
Напротив, тот, кто игнорирует закон Божий, пренебрегает проявлением любви к окружающим, остается с этой жизнью один на один. Она для него не более, чем набор разрозненных явлений, столкновение случайных фактов, броуновское движение, одним словом, хаос. И даже если человек прекрасно изучил законы и алгоритмы этого движения, если это вообще возможно, это всего лишь многознание, информированность, но не мудрость. Ведь истинные причины происходящего от него сокрыты.
Это подобно жизни в семье. Муж и жена, проведя долгое время вместе, становятся похожими один на другого. А если в семье царит мир и согласие и каждый старается угодить своей половинке, жертвует ради любви к ней своим временем, желаниями, здоровьем, они понимают друг друга без слов. У них общие мысли, чувства, состояния. Они улавливают тончайшие изменения в настроении друг друга. Для внешних же людей, непосвящённых это остается недоступным, тайным. Максимум, что они могут увидеть — лишь внешние реакции.
Не случайно апостол Павел, рассуждая о любви, желает своим слушателям посредством исполнения заповедей «постигнуть со всеми святыми, что такое широта, и долгота, и глубина, и высота, и уразуметь превосходящую разумение любовь Христову, чтобы нам исполниться всею полнотою Божиею».
Вывод. Поэтому, если и мы хотим приобрести хотя бы толику той мудрости, о которой говорит сегодня царь Соломон, если мы стремимся узнать волю Творца, проникнуть в Его Промысел, постараемся все силы своей души в первую очередь направить на исполнение евангельских заповедей, первая из которых — заповедь о жертвенной любви к Богу и нашим близким.