Книга Притчей Соломоновых, Глава 13, стихи 20-26
Книга Притчей Соломоновых, Глава 14, стихи 1-6
Помню несколько лет назад мне встретился спор о глупости. Является ли она выбором самого человека или данностью, с которой ему приходится жить? С одной стороны, очевидно, что люди обладают разными интеллектуальными способностями, получают далеко не одинаковое образование... Но далеко не все согласятся, что быть глупым и не иметь образования — это не одно и тоже. Но, может быть, глупость соотносится со смекалкой, сообразительностью или отсутствием таковых? В первом случае человек может не любить учебу, быть внутренне ленивым и в итоге не получить необходимых знаний. Во втором, скорее речь идет о складе и темпераменте, который меньше зависит от человека. Но вот среди всех этих рассуждений, вспоминается мне один диалог в храме, в ходе которого священник сказал, что глупость — это не грех и услышал в ответ: «Нет, батюшка, в этом случае я чувствую, что глупость — это именно грех». И было в этом ответе что-то глубокое и правдивое. Глупость можно понимать по-разному, и тогда она в разной степени будет зависеть от выбора самого человека. Однако в книге Притчей мы очень часто сталкиваемся с таким представлением о глупости, которое явно подчеркивает ответственность самого человека.
В чем же суть той глупости, за которую человек может быть ответственен? Очень просто. В отказе от глубины, от духовного труда, от осмысления жизни, от того, чтобы вникать в нравственную проблематику событий, принимать трудные, но правильные и ответственные решения. Иными словами, глупостью Соломон называет то, что сегодня мы назвали бы легкомысленностью. И если под таким углом зрения посмотреть на сегодняшнее чтение, станут понятны неутешительные мысли автора, который говорит, что глупые не хотят уклоняться от пути зла и те, кто водят с ними дружбу — развратятся.
Может показаться, что мера ответственности человека преувеличена. И все же, очевидно, что нравственный и духовный труд предполагает серьезные усилия... Но для чего же их предпринимать, если можно этого не делать. Если можно переложить ответственность на других и просто принимать чужой выбор как норму жизни? Кто-то решил, что жизнь человека начинается с первого вздоха — значит так и есть... Ничего, что он может улыбаться и зевать еще в утробе, ничего, что тысячи лет в разных культурах и на разных континентах это считалось убийством... Раз сегодня такая норма, человек принимает ее как данность... И так со всем, со взятками, которые хотя и считаются преступлением, приняты как нечто обыденное, с разводами, изменами, брошенными детьми... Но отказавшись от жизни по совести и не желая отвращаться зла в собственной жизни, бессмысленно ждать перемен к лучшему, потому что «грешников преследует зло» в то время как праведникам воздается добром. Это не значит, что в жизни земной все решается так линейно, но на ней все не заканчивается. Тот, кто пускает зло в собственную душу, пускает его в свою жизнь навсегда, тот же, кто живет праведно, может претерпевать зло, которое случается с ним, но добро наполняет его душу.