Книга Бытия, Глава 9, стихи 18-29
Книга Бытия, Глава 10, стихи 1
Однажды к игумену, то есть начальнику монастыря, прибежал один из монахов. Он стал взволнованно рассказывать игумену о том, что видел другого монаха в саду обители. Видел вместе с женщиной, с которой брат нарушал обет целомудрия. Игумен, ничуть не смутившись, сказал взволнованному монаху отвести его на место увиденного им проступка. Каково же было удивление этого человека, когда в саду на месте обнимавшихся монаха и женщины он увидел два дерева, одно из которых, сломавшись от ветра, упало на другое. Монаху стало очень стыдно, что он оклеветал своего собрата. Игумен же, видя искреннее раскаяние, не стал ругаться. Он кротко напомнил монаху о евангельской заповеди любви, которая заключается, в том числе, в нежелании осуждать и раскрывать грехи ближнего. Сегодняшнее чтение из книги Бытия рассказывает нам о трагедии в семье праотца Ноя. Святой Ной после спасения в ковчеге от вод потопа мирно жил со своим семейством, занимался земледелием. Среди прочего ветхозаветный праведник выращивал виноград, из плодов которого случайно сделал вино. Как утверждают некоторые исследователи, после потопа некоторые физические параметры нашего мира изменились. Например, стали идти дожди. А значит, стало колебаться атмосферное давление. Что и привело к брожению виноградного сока. Ной неожиданно для себя опьянел и заснул в неприглядном виде. Хам, сын патриарха, увидев отца, начал насмехаться над ним, а затем рассказал братьям — Симу и Иафету — о случившемся как о чем-то забавном. Братья не разделили чувств Хама. Они, повернувшись спиной, чтобы не видеть наготы Ноя, накрыли его одеждой. Так они проявили почтение к родителю. Тот же, придя в себя, почувствовал горечь стыда за случившееся. Но еще больше Ноя расстроил поступок Хама. Ветхозаветный патриарх вдруг понял, что потоп лишь внешне изменил историю человечества, внутренне же люди остались прежними. В их сердцах по-прежнему живут греховные наклонности. Ной произносит проклятье в отношении Ханаана, сына Хама, а затем благословляет Сима и Иафета. Слова, звучащие из уст праведника, ни в коей мере не предопределяют будущее его потомков. Речь идет о другом — о том, что человек сам, своими собственными поступками прокладывает себе жизненный путь. Интересно, что проклятье касается не Хама, а Ханаана. Ной осознает тот факт, что его непутевый сын уже получил благословение Божие, когда оказался на борту ковчега. И даже постыдный поступок насмехательства над отцом не может уже изменить этого обстоятельства. Почему же проклятье касается Ханаана? Ответить на этот вопрос на основании библейского текста нельзя. Существует мнение, что и Ханаан принял участие в осмеянии деда. Но это всего лишь версия. Наступило время делать выводы. Они по большому счету лежат на поверхности. Библия учит нас ценить достоинство окружающих нас людей, видеть в них образ Божий. Все мы совершаем в жизни ошибки, но это несовершенство не дает нам права осуждать или, что хуже, насмехаться над иными людьми. Если чувствуем, что внутри нас нет сил препятствовать осуждению и раздражению, отойдем и помолчим, чтобы не усугубить совершенный грех. Но если внутри ощущаем искренне желание помочь, постараемся тогда исправить проступок с христианской любовью — поможем человеку исправиться, восстановить мир с совестью и спокойствие в сердце.