
Фото: Hari Nandakumar/Unsplash
Как-то мне удалось побывать в Бухаресте, столице Румынии. Гуляя по городу в сопровождении местного священника, я обратил внимание, что в Бухаресте сохранилось довольно много православных храмов. И это при том, что город имеет явные черты советской архитектуры.
Например, в самом центре Бухареста располагается знаменитый Дворец советов — огромное здание, построенное в 80-х годах 20 века по приказу диктатора Николае Чаушеску. Дворец действительно огромен. Его площадь составляет около 350 тысяч квадратных метров. Своими размерами дворец уступает только Пентагону.
Говорят, что идея построить Дворец пришла Чаушеску во время посещения им Северной Кореи, известной своими гигантскими партийными объектами. Ко Дворцу советов в Бухаресте ведет красивая улица «Бульвар единения» — румынская вариация на тему Елисейских полей Парижа. Со всех сторон этот бульвар окружен высокими постройками также эпохи Чаушеску.
Для того, чтобы Дворец и бульвар появились, нужно было освободить под них место. Так как стройка должна была идти в самом центре, все имеющиеся здания, в том числе и храмы, нужно было снести. Чаушеску был готов пойти на это. Тем более, что раньше ни древность, ни красота храмов его не останавливали. И множество церковных зданий по его приказу были в Румынии снесены.
Слава Богу, что проект по созданию Дворца советов и ведущего к нему бульвара осуществлялся архитекторами или верующими, или ценящими историческое наследие Румынии. Они и предложили Чаушеску не сносить храмы, а передвинуть их так, чтобы они не мешали стройке.
Свои доводы они подкрепили словами, которые напугали Чаушеску — заявили, что из-за своего отношения к храмам заграницей он прослывет варваром. Румынский диктатор заботился о своей репутации, и потому согласился на смелое предложение.
Начался потрясающий воображение процесс передвижения древних построек и он увенчался успехом. Например, был сохранен в целости древний монастырь Антим. Основанный в 18 веке, он является настоящим символом румынской церковной истории.
Своему названию эта обитель обязана святому Антиму или Анфиму Иверийскому, создателю румынского книгопечатания и богослужения. Благодаря ему, Румынская Церковь перешла со славянского языка, который был мало понятен ее членам, на язык национальный.
Символом монастыря святого Антима является улитка. Изображение улитки, обрамленной лавровым венком, находится над входом в обитель. Форму улитки имеет и ключ от главного храма монастыря. Улитка была личным гербом святого Антима, а затем перешла его монастырю.
Улитка — символ терпения и смирения. Как улитка, медленно, но верно стремится к своей цели, так и монастырь Антим устоял перед лицом атеистической власти и подобно улитке при помощи техники медленно переполз в новое для себя место, где и стоит теперь. Пример монастыря Антим не является единичным. Точно также были спасены от Чаушеску и иные храмы румынской столицы.
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема
9 мая. О поминовении усопших воинов в День Победы

Сегодня 9 мая. О поминовении усопших воинов в День Победы — священник Родион Петриков.
9 мая, в День Победы, мы особенно поминаем воинов, которые отдали свою единственную жизнь за мир и за своих ближних. С точки зрения православной веры, поминовение усопших — это не только дань памяти, но и духовный долг любви. В Евангелии от Иоанна Господь говорит: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». Эти слова напоминают нам, что жертва воинов во все времена — это реальный пример действенной христианской любви. Святитель Иоанн Златоуст учит так: «Не напрасно установлено поминать усопших, ибо общая у всех надежда воскресения». Еще наша молитва об усопших — это наша священная обязанность, потому что благодаря ей они находят утешение в вечности. Молясь о погибших, мы утверждаем веру в победу жизни над смертью и уповаем на милость Божию к ним. А еще, конечно же, мы молимся о нашем единстве с ними в Господе. Пусть память о героях станет молитвой, а их подвиг вдохновляет нас, еще живущих, на дела мира и добра. Вечная им память!
Все выпуски программы Актуальная тема
9 мая. О вкладе Русской Православной Церкви в Победу в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. День Победы.
О вкладе Русской Православной Церкви в Победу в Великой Отечественной войне — священник Павел Гумеров.
Сегодня хотелось бы несколько слов сказать о том, как Церковь была вместе с народом, не только в храме, молясь за воинов, но и на поле боя. Известно, что Сергий Страгородский, будущий Патриарх, обратился в первый же день войны, еще до знаменитой речи Сталина, к людям, чтобы они шли к победе вместе с великими нашими покровителями Александром Невским, Дмитрием Донским, Мининым и Пожарским. Церковь собирала огромные средства для того, чтобы помочь тем людям, которые находились на поле боя и тем людям, которые нуждались в помощи. Мы знаем, что на средства Русской Православной Церкви была создана танковая колонна имени Дмитрия Донского, эскадрилья Александра Невского. Мы знаем, что будущий Патриарх Алексей Симанский все 900 дней блокады находился в блокадном Ленинграде и служил в постоянной литургии о победе русского оружия. И сегодня мы с огромной благодарностью молимся за всех погибших воинов, за наших дедов, прадедов, о том, чтобы Господь даровал им Царство Небесное.
Все выпуски программы Актуальная тема