По узкой просёлочной колее, терявшейся в бескрайних полях, ехала телега, запряжённая старой, еле волочившей ноги, кобылой. Мужик в полинялой крестьянской рубахе правил вожжами, а двое других сидели позади него.
— Что-то не видать Звенигорода. Уж не сбились ли мы с пути? — озабоченно спросил один из них.
— Не сбились! — уверенно ответил возница, и указал рукою куда-то вдаль. — Вон, гляди, в стороне колокольня виднеется. Это Вознесенский храм. Скоро, стало быть, приедем.
Действительно, колокольню Вознесенкой церкви, стоящую на высоком холме, можно было увидеть издалека. В тысяча восемьсот тридцать восьмом году её за собственный счёт построил богатый звенигородский купец Иван Семёнович Стариченков. Рядом с колокольней он пристроил новую, отапливаемую трапезную; обнёс церковь кованой железной оградой. Иван Семёнович был старостой Вознесенского храма, и свою ответственную должность воспринимал как возможность бескорыстно помогать Церкви.
Он и в повседневной жизни всеми силами старался воплощать заповедь Христа «Возлюби ближнего твоего, как самого себя». В тысяча восемьсот пятьдесят пятом году Стариченков построил богадельню, которую содержал на свои средства. В ней находили приют и пропитание бедняки, нищие, немощные старики и старухи. А чтобы богадельня могла безбедно существовать вне зависимости от личных обстоятельств купца, Иван Семёнович выделил для неё три тысячи рублей.
Сыновей своих Иван Стариченков воспитывал так, чтобы те стали не только достойными продолжателями его бизнеса, но и не забывали о делах милосердия. Такими они и выросли — добрыми, отзывчивыми.
Василий Иванович, к примеру, опекал звенигородское Духовное училище, а в селе Пятницы-Берендеево открыл и содержал школу для крестьянских детей. Пётр Иванович продолжил отцовское дело при Вознесенском храме, долгое время был его старостой. Он устроил на приходе своеобразное «братство милосердия»: прихожане и священники, с помощью Петра Ивановича, помогали деньгами и продуктами людям, нуждавшимся в поддержке — больным, вдовам, сиротам, бедным студентам и учащимся. Не забывал он и про отцовскую богадельню, постоянно поддерживая её деятельность.
Сохранила семейную традицию и внучка Ивана Семёновича: Ольга Петровна Стариченкова была сестрой милосердия Красного креста, в Первую мировую самоотверженно трудилась в самых опасных — тифозных — отделениях.
...А колокольня Вознесенского храма ещё долго не давала сбиться с пути тем, кто подъезжал к Звенигороду. Только в тысяча девятьсот сорок первом она, вместе с церковью, была разрушена городскими властями. Трудно представить, но долгие годы на месте святыни красовался... памятник Сталину. Только всё возвращается на круги своя. В начале двухтысячных годов Вознесенская церковь была восстановлена, а вместе с нею — добрая память о славном семействе купцов Стариченковых.
Пасхальное богослужение
Пасхальное богослужение — самое главное в году. Самое торжественное и яркое. Оно проникнуто радостью о Воскресении Христа и победы над смертью. По традиции, служба начинается в субботу незадолго до полуночи. Ведь Христос воскрес в ночь «первого дня после субботы», как говорили тогда иудеи. Первые письменные упоминания о ночной службе на Пасху относятся к третьему веку по Рождестве Христовом, периоду жестоких гонений на христиан, когда праздник был связан для них с большой опасностью.
Сама пасхальная служба, по традиции, сложившейся в России к концу девятнадцатого века, начинается ровно в полночь заутреней и крестным ходом вокруг храма. Крестный ход — дань древней традиции, когда в эту ночь проходило крещение людей, принявших веру Христову, и после Таинства они шли в храм на литургию принять святое причастие. Он также напоминает о пути жен-мироносиц, пришедших к гробнице с погребальным маслом и увидевших, что она пуста. После крестного хода, перед тем, как войти в храм, священник возглашает «Христос воскресе!», и все верующие подхватывают радостную весть ответным возгласом «Воистину воскресе!»
В храме начинается Утреня, которая включает в себя огласительное слово Иоанна Златоуста. Текст этого «слова» глубоко проникновенен: «...Последнего и первого в этот день Господь принимает с одинаковой радостью. Пусть богатые и бедные в этот день радуются друг с другом. Прилежные и ленивые — пусть одинаково чтут этот день. Постившиеся и не постившиеся — пусть все одинаково веселятся. Пусть никто в этот день Пасхи не рыдает о своём убожестве — потому что явилось общее царство. Пусть никто о грехах своих не плачет — потому что в этот день Бог дал людям Своё прощение. Пусть никто не боится смерти, всех освободила смерть Христова».
После утрени служится Литургия. Её особенность — чтение Евангелия на разных языках — на латыни, древнегреческом, английском, испанском, французском, немецком и любом другом языке в знак того, что Благая Весть Христа, Его учение обращено ко всем народам мира. Священник читает начальный фрагмент из Евангелия апостола Иоанна Богослова: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и слово было Бог». Слово — значит Христос.
А средоточием Божественной Литургии является Евхаристия, причащение Пречистого Тела и Крови Спасителя.
И всё пасхальное богослужение — от утрени до окончания Литургии — совершается при открытых алтарных, Царских Вратах. И они не затворяются всю Светлую пасхальную Неделю в знак того, что Иисус Христос навсегда отверз нам врата Небесного Царствия.
«Да молчит всякая плоть человеча»
Великая Суббота — особенный день в церковном календаре. Заканчивается Страстная неделя и православные христиане ожидают наступления праздника Воскресения Христова. В субботу перед Пасхой мы молитвенно вспоминаем пребывание тела Христа во гробе и Его схождение душой во ад. Во времена Ветхого Завета умершие праведники не могли попасть в Царство Небесное — оно было для людей закрыто. Души всех людей после кончины отправлялись в преисподнюю. Однако праведники испытывали там меньшие мучения. После смерти на кресте Христос отправился душой во ад для того, чтобы разрушить власть дьявола над человечеством. Богослужение Великой Субботы наполнено разными по настроению песнопениями. Одни из них готовят нас к Пасхе, а потому являются радостными, предваряющими воскресение Спасителя. Другие молитвословия сочувствуют Христу, перенесшему страшные мучения и встретившему смерть лицом к лицу. Одно из главных песнопений Великой Субботы начинается со слов «Да молчит всякая плоть человеча». О его содержании рассказывает священник Антоний Борисов:
Песнопение «Да молчит всякая плоть человеча» звучит на Литургии в момент, когда священник переносит хлеб и чашу с вином на престол — освящённый стол в центре алтаря. Это действие символизирует собой одновременно крестный путь Христа и Его погребение. Обычно считается, что распятие было самым страшным для Спасителя испытанием. Но это не совсем так. Большим мучением для Сына Божьего стала смерть и путь в ад — место, где нет Бога. Христос встретил там абсолютное одиночество. Бог перенёс муку богооставленности. Церковь, понимая, что человек не способен полностью осознать это событие, призывает нас благоговейно созерцать подвиг Христа. Хор поёт: «Да умолкнет всякая плоть человеческая, и да стоит со страхом и трепетом, и ни о чём земном в себе да не помышляет, ибо Царь царствующих и Господь господствующих приходит заклаться и дать Себя в пищу верным». Так выглядит первая часть песнопения «Да молчит всякая плоть человеча», которое говорит о добровольности подвига Христа. Вторая часть молитвословия приоткрывает нам завесу тайны пребывания Спасителя в аду: «Пред Ним шествуют сонмы Ангелов со всяким их начальством и властью, многоокие Херувимы и шестикрылые Серафимы, закрывая лица и возглашая песнь: аллилуия, аллилуия, аллилуия». Церковное предание сообщает нам, что вместе со Христом в ад пришли ангелы. Но не для того, чтобы помочь Спасителю (Он как Бог всё совершил Сам), а чтобы лично увидеть чудо победы Сына Божьего над преисподней.
Песнопение «Да молчит всякая плоть человеча» поётся в православных храмах только на Литургии Великой Субботы. Богослужение Великой Субботы — уникально и не может быть повторено в иное время. У нас есть возможность послушать песнопение «Да молчит всякая плоть человеча» в исполнении хора-ансамбля Хронос. Давайте ею воспользуемся.