Книга Бытия, Глава 6, стихи 9-22
История праведного Ноя и спасение человечества от вод потопа — одна из самых многогранных во всём библейском повествовании. Глубина открывается буквально с первых слов, когда речь начинается о Ное. Вот как говорит об этом святитель Иоанн Златоуст: «Видел ты чудное родословие? — „Ной, — говорит, — был человек“. Смотри, и общее имя природы обращается в похвалу праведнику. В то время, как другие, погрузившись в плотские удовольствия, перестали даже быть людьми, Ной, сказано, среди такого множества (развращенных) сохранил образ человека, потому что именно человек тот, кто упражняется в добродетели».
В какой же добродетели настолько преуспел Ной, что именно ему выпала честь стать отцом обновлённого человечества? Ответ — в тех же первых стихах: Ной постоянно «ходил пред Богом» — и благодаря этому он смог остаться человеком, когда все остальные вокруг — оскотинились.
А теперь добавим сюда ещё одну интригу. Священное Писание ничего не говорит о том, что у допотопного человечества было зафиксированное в тексте Божественное Откровение о том, в чём заключается воля Божия, как именно следует человеку жить, чтобы не стать врагом Богу. Это существенно затрудняет задачу — ведь, в отличие от «людей Книги», Ною было не с чем сверяться! Получается, что единственным критерием, который позволял ему отличать добро от зла, было его собственное религиозное чувство и совесть! Насколько Ной был человеком волевым и сильным, чтобы не побояться выглядеть безумцев в глаза современников — настолько же он был тонким и чутким, чтобы уметь различать голос Божий в суете будней, и не просто услышать, но и сделать его неоспоримым руководством к построению ковчега!
Хождение пред Богом — это состояние непрекращающегося диалога между человеком и Богом. И этот разговор — не только, и не столько словесный или мысленный. Это разговор всей жизнью, каждым поступком, каждым внешним обстоятельством, от тебя не зависящим. Только тот, кто искренне верит в живое присутствие Бога в бытии, может суметь настроить свой разум, своё сердце, свою волю на волну предстояния перед Богом. И критерий подлинности этой настройки — мужество быть верным тому, что придёт оттуда, с другой стороны диалога. Ведь действия Ноя с точки зрения окружающих были полнейшим безумием! И только постоянное «хождение пред Богом», мужественное стояние в вере Богу позволили Ною не отступить от строительства ковчега!
Насколько же важно стараться как можно чаще разворачивать весь свой внутренний мир к Небесам, не только в особое время молитвы, но и в самых обычных, будничных делах — чтобы навык хождения перед Богом стал не чем-то экстраординарным, а единственно возможным состоянием нашего духа!...