
Я родилась и выросла в Тамбове, это небольшой город в Центральном Черноземье. Жили мы неподалёку от городской больницы и в детстве с друзьями часто играли в больничном саду. Однажды, это было начало 90-х, на территории больницы появился необычный памятник — фигура человека в одежде священника. На стеле памятника была надпись: Архиепископ Лука Войно-Ясенецкий. Мы, дети, тогда, конечно, понятия не имели, кто это такой. Не знали, что святитель Лука несколько лет был архиепископом Тамбовским, что работал в тамбовском госпитале. Но памятник привлекал наше внимание, мы часто подолгу его рассматривали. А вскоре к памятнику Святителю Луке стала приходить пожилая женщина. Она появлялась там буквально каждый день. Вокруг памятника она разбила красивую клумбу, высадила на ней цветы, ухаживала за ними. И кроме этого она каждый день приносила букеты из живых цветов. Подолгу сидела и смотрела на бронзовую фигуру, крестилась. Нам это казалось таким необычным, и очень хотелось узнать, кому этот памятник, и почему эта женщина приходит сюда каждый день. И однажды мы отважились и спросили её об этом. Очень жаль, что моя детская память не сохранила всех подробностей. Но оказалось, что эта пожилая женщина когда-то была пациенткой святителя Луки! Всё, что я сейчас помню из её рассказа — у неё, тогда молодой девушки, обнаружили неизлечимую болезнь, и она таяла на глазах. Доктора говорили, что помочь уже нельзя и нужно готовиться к худшему. И тогда мать на руках отнесла её к святителю Луке. Она слышала, что этот необыкновенный врач, который ещё и священник, берётся даже за самые безнадёжные случаи и творит чудеса. Святитель назначил срочную операцию и сам её провёл. Девушка полностью излечилась, хотя другие врачи не давали ей шансов. «Он меня с того света вернул» — так нам сказала тогда эта женщина. И в глазах её в этот момент было столько любви, столько благодарности. Она всю жизнь помнила это добро, это чудо, которое произошло с нею посредством святого человека. И таким вот, доступным ей способом, она хотела за это добро и за это чудо отблагодарить. Пока эта женщина была жива, возле памятника Святителю Луке всегда были цветы. А я теперь понимаю, что благодаря ей, тоже соприкоснулась тогда с чудом.
6 июля. О вере сотника

В 8-й главе Евангелия от Матфея есть слова сотника, обращённые ко Христу: «Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой».
О вере сотника — священник Захарий Савельев.
Сотник не говорит Спасителю, чтобы Он пришёл и совершил чудо. Он не требует физического приближения чудотворца к своему слуге. Настолько вера в нём велика и крепка, что он, не оставляя своей веры, сам приходит ко Спасителю, уделяет этому время, силы, но при этом не требует, чтобы Бог пришёл к нему.
Он настолько уверен, что достаточно только одного божественного желания и слова для того, чтобы человек исцелился. Вот эту веру Господь ставит нам всем в пример.
Подобные евангельские эпизоды периодически встречаются, когда мы видим, что Господь только одним Своим словом или божественным действием исцеляет и совершает чудеса.
И мы обязательно должны своей верой подражать примеру этого сотника, примеру этой веры.
Все выпуски программы Актуальная тема
6 июля. О почитании и иконографии святого праведного Артемия Веркольского

Сегодня 6 июля. День памяти праведного отрока Артемия Веркольского.
О почитании и иконографии святого — протоиерей Артемий Владимиров.
Ангел послушания — так иногда у нас на Руси называют праведного Артемия Веркольского, святого отрока Архангельского края.
Многие знают, что в Москве, где ныне стоит вестибюль метро «Новокузнецкая», был храм святой Параскевы Пятницы с приделом во имя отрока и чудотворным источником, вода которого до сих пор сочится и просачивается на мраморных стенах станции метро «Новокузнецкая».
Интересны иконы святого Артемия с боковыми клеймами по контуру большой иконы, но не менее интересны и те иконы, где на одном поле изображены разные планы земного бытия отрока. Вот он молится в тиши, а вот он бездыханным падает на пашню во время внезапно разразившейся грозы, а вот ангелы его светлую, чистую душу возносят на небо, поставляют пред лицом Божьим.
Эта разноплановость говорит о том, что времени нет у Всевышнего, и наш бессмертный дух, покуда находится в теле, вместе с тем открыт взору Божьему, а благодать, крещение, сообщённое нам в таинстве, делает дух причастным к вечности.
Все выпуски программы Актуальная тема
6 июля. О грехе и возможности его преодоления

В 6-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Возмездие за грех — смерть, а дар Божий — жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем».
О грехе и возможности его преодоления — игумен Лука (Степанов).
О каком грехе говорит апостол? Конечно, о первородном, о том грехопадении, которое сделало необходимым Господу ограничить жизнь человеческую в устроенном Им мире.
Человек избрал худшее и был удалён от возможности вкушения древа вечной жизни, поскольку он мог уподобиться самим бесам в расположении ко злу, поскольку повреждение, которое человек приобрёл после грехопадения, необходимо было врачевать уже новыми, радикальными средствами, главное из которых — это будущее Боговоплощение, явление нового Адама.
А для человека потребовалась узда смерти, которая неизбежно вела его к смирению, к исповеданию Господню, к покаянию.
И такими необходимыми мерами Господь ограничивает нас, но при этом и обнадёживает нас, ибо Его дар, Его воплощение, как нового Адама, сообщить всякому, приобщающемуся к Его жизни, к Его бытию, к Его святости, и ту вечную жизнь, которая при грехопадении была человечеством потеряна.
Все выпуски программы Актуальная тема