Книга пророка Исайи, Глава 3, стихи 1-14
Иногда при чтении слов пророка Исайи складывается впечатление, что они сказаны не человеком, который жил почти три тысячи лет назад, а соседом по лестничной клетке, тем, кто видит болевые точки современности и описывает их стилизованным архаичным языком. Вот и сегодняшний отрывок — одно из таких мест. Пророк описывает то, что будет происходить в том случае, если его слова не будут услышаны и если общество не изменится: Бог «отнимет у Иерусалима и у Иуды [...] храброго вождя и воина, судью и пророка, и прозорливца и старца, [...] мудрого художника и искусного в слове», а вместо них Он даст «отроков в начальники [...]; юноша будет нагло превозноситься над старцем, и простолюдин над вельможею». Если мы посмотрим на наше общество, то увидим нечто похожее: субординация не в чести, каждый считает свое мнение весомым, значимым и компетентным, подростки выступают в роли экспертов по всем вопросам, а те, кто постарше, стремятся подражать молодежи как в стиле одежды и языке, так и в образе мысли. Понимать молодежь и говорить с ней на одном языке, молодо выглядеть — вот всем известные приоритеты нашего времени.
С точки зрения пророка Исайи такое положение дел не только нельзя назвать нормальным, эта ситуация — ни что иное, как наказание Божие. Так быть не должно. Если подобное будет продолжаться, то общество не устоит, оно рухнет.
Впрочем, ощущение того, что пророк говорит не о своем времени, а о нашем, возникает не только сегодня. То же самое чувствовал, к примеру, святитель Василий Великий, он не стеснялся говорить об этом прямо, правда, есть некоторые сомнения, что слова великого святителя будут услышаны. Вот они: «Пророк описывает отличительные свойства смятения; ибо мятежу свойственно, что ничего не различают, и дитя негодует на старца и нападает на его правила, и бесчестный, опозорив себя страстью бесчестия, желает, чтобы его почитали более достойным уважения, нежели честного. Но боюсь, не простирается ли это и на нас: не о настоящем ли времени сии пророчества, когда дети, юные возрастом и еще более юные нравами, приражаются к пресвитерам церковным, не допуская их до священнодействий и не сохраняя подобающего церковного благочиния. А когда жившие порочно вооружаются против добрых правителей, тогда бесчестные восстают на честных. И не ежедневно ли видим людей, которые выходят из мест пьянства, чревоугодия, разврата и начинают рассуждать о Боге и судить досточестных в народе?».