Книга Бытия, Глава 2, стихи 20-25
Книга Бытия, Глава 3, стихи 1-20
Завершающее первую седмицу Великого Поста чтение из книги Бытия предлагает нашему взору историю великой трагедии первых людей. Змей предлагает Еве не просто нарушить запрет Бога: фактически он предлагает создание альтернативной Вселенной, в которой уже не Бог — центр и основа всего, а сам человек. Но Ева в своей детской простоте и наивности не понимает всего коварства диавола — будучи неотрывно в потоке Божественной любви, она не ведает, как может этого не быть и что с ней произойдёт, если из него выпасть. Если внимательнее всмотреться в то, как происходит грехопадение, несложно заметить: начало ему полагает отклик Евы на лживые слова змея, представляющие Бога жестоким тираном — в его вопросе так и звучит подтекст: насколько же ваш Бог строг и суров, что не позволяет вам вкушать плодов ни от каких деревьев! И Ева тотчас выступает вроде бы как в защиту Бога — нет, неправда, Он хороший, Он нам всё разрешил, кроме плодов всего лишь одного дерева! Но, увы, цель змея достигнута: Ева вступила с ним в общение. Первая броня защиты пробита, можно двигаться дальше. Слова змея уже зародили в душе Евы определённое колебание — а может и правда змей знает что-то больше неё, ведь он такой мудрый и разговорчивый — не то, что остальные животные! И теперь искуситель бьёт прицельно в одну точку, чтобы представить Бога не просто суровым, но ещё и коварным, специально скрывающим истинное предназначение древа познания добра и зла. Чуть пошатнув Еву, он продолжает активно раскачивать ее дальше: он буквально пришпиливает внимание Евы к запретному дереву, и она начинает.... самостоятельно думать! Всё бы хорошо, да одна только беда: чтобы увидеть эти плоды красивыми, вкусными и вожделенными, для этого надо было уже перестать иметь Бога самым красивым и самым желанным! Чтобы увидеть всю прелесть запретного плода, надо уже отвернуться от Бога, не видеть Его как единственный критерий истины, допустить возможность самому себе стать альтернативным источником определения, что есть добро, а что — зло. «А может, правду змей говорит? А что, если действительно мы станем, как боги?» — разговор с собой всё больше увлекает Еву от Бога к себе самой, словно воронка глубоководной реки — и она уже не в силах остановиться. Фактически, змей уже добился своей цели: ему удалось поселить сомнение, вырвать Еву из потока сонастроенности Божественному Духу, которым дышал весь сотворённый мир, и начать создавать свой, автономный, само-вольный, само-чинный мир, от-личный от Божественного. Да, сорвав плод, Ева узнает, что такое — быть вне Бога — но пока её увлекает воронка соблазна, она не догадывается, каково будет оказаться на дне. Из реального мира Ева уносится в мир иллюзий, ожиданий, представлений — который в силу дарованной Богом свободы может быть внутри каждого человека. В отличие от Божьего мира, этот свой «мирок» — полная собственность его хозяина, где он сам — царь и бог. Правда, его место — только в сознании, в бесконечных личностных интерпретациях, в переосмыслении реальности под свою стать, под себя, любимого.
Плод сорван, съеден, передан Адаму. Солидарность с женщиной оказалась сильнее верности Творцу. Первый Божественный экзамен провален. Запущена переподготовка. Через многое предстоит пройти прародителям и их потомкам, чтобы однажды родился Тот, Кто сдаст некогда проваленный экзамен на отлично. Тот, Кого лукавый искуситель так и не сможет поколебать в абсолютной верности Отцу. Даже если цена этой верности будет жестокая, беззаконная, позорная смерть. И Он, Христос, станет Новым Адамом для всего человечества — передавая свою победу над грехом и смертью тем, кто соединяются с Ним верой и любовью!