Книга Притчей Соломоновых, Глава 3, стихи 19-34
Наблюдая за людьми, которые нас окружают, мы, наверняка, задавались вопросом: почему один стремится совершать добрые дела и жить жизнью праведника, а второй проводит отпущенное ему время в праздности, не обращая никакого внимание на нужды ближних? От чего, одним словом, зависит человеческая добродетельность? Каждый дает на это свой ответ. Кто-то говорит о воспитании и образовании, то есть, уровне культуры; кто-то о житейском опыте, который подсказывает нам: как хочешь, чтобы с тобой поступали люди, также поступай и с ними. В том отрывке, который мы только что услышали, царь Соломон дает нам свой ответ на этот вопрос.
По его словам, поведение человека, его отношение с другими людьми напрямую зависят от того, насколько глубоко он переживает присутствие Бога в этой жизни.
Одним словом, чем больше мы замечаем следов Творца в мироздании, чем сильнее у нас опыт Божественного присутствия, тем внимательнее мы относимся к людям.
Причина этого довольно проста. Любовь есть ни что иное как содержание Божественного бытия. Не случайно общение между лицами Святой Троицы христианские святые называют круговоротом божественной любви. Человек, чей ум привык узнавать в мироздании лик Его Создателя чувствует и эту любовь. В его собственной жизни она начинает проявлять себя в виде различных добродетелей: милости, прощения, кротости, незлобия, жертвенности, великодушия.
Напротив, человек, который не видит и не ощущает связь между мирозданием и Творцом, тот, для кого все окружающее не более, чем причудливая конфигурация мельчайших частиц, всегда рискует подчинить собственные отношения с окружающими или закону причинно-следственных связей или закону животного инстинкта. От такого вряд ли можно ожидать скорее всего он будет жить по праву более сильного, хитрого и ловкого.
Волк, который режет ягненка, вряд ли будет мучаться муками совести; медведя, которого разбудили от спячки, ничего не слышал о законе прощения и милости; землетрясению незнаком закон справедливости, оно не выбирают чьи дома разорять, добрых или злых. Как хорошо подметил по этому поводу Ф.М. Достоевский словами Ивана Карамазова, «если Бога нет, то все дозволено».
Прямо о связи добродетельности и связи с Богом говорит апостол Иаков. «Кто говорит: „я люблю Бога“, а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего».
Поэтому ко всем нам царь Соломон обращается со словами: «Господь премудростью основал землю, небеса утвердил разумом; Его премудростью разверзлись бездны, и облака кропят росою. Сын мой! не упускай их из глаз твоих». То есть, пусть вся наша мысль, о чем бы мы не думали, будет постоянно восходить к Богу. Это смягчит наше сердце, наполнит его кротостью и великодушием, любовью и милость, которые мы сможем передать другим людям.