Книга пророка Исайи, Глава 1, стихи 19-31
Книга пророка Исайи, Глава 2, стихи 1-3
Обетования Ветхого Завета просты, конкретны и понятны. В них нет таинственных слов про Царство Небесное, про жизнь будущего века, нет ничего и про вечность. Они сосредоточены в сугубо земной плоскости. Так и в этом отрывке из книги пророка Исайи, в качестве награды за праведность обещано ничто иное как блага земли: «Если захотите и послушаетесь, то будете вкушать блага земли». В противном случае — «меч пожрет вас». Это последнее — тоже в самом прямом и буквальном смысле: если жители Иудеи не послушают слова пророка, то они будут убиты.
Более того, слова Исайи — это не просто пророчество, это еще и политическое заявление, которое продиктовано ситуацией в его родной стране. Дело здесь в том, что Иудея оказалась замкнута в кольце противников. Внутри страны не было достаточной военной силы, чтобы им противостоять и потому иудейские цари были вынуждены искать поддержки во вне. Так, после вступления царя Ахаза на престол Дамасский царь Рецин и Израильский царь Факей решили вовлечь его в коалицию против Ассирии. Ахаз отказался, отказ не прошел бесследно: те, кто предлагал ему вступить в коалицию, напали на Иудею. Ахаз в качестве ответной меры обратился за военной помощью к Ассирии. Пророк Исайя призывает отказаться от этой идеи. Он против каких-либо военных союзов, в равной степени он против и помощи иностранных легионов. Он видит суть проблемы и говорит о том, что если не устранить причину, по которой Иудея оказалась в кольце врагов, то какие-либо военные или же политические действия не смогут ничего изменить, они лишь навлекут еще большие беды. А суть проблемы, по мнению пророка, в нравственной деградации жителей Иудеи. Бедственное положение страны — лишь следствие этой деградации, плачевное положение евреев — посланное Богом наказание, которое должно вразумить народ и привести его к покаянию. Мы знаем, что пророк не был услышан, а политика иудейских царей в конечном итоге привела к тому, что народ был уведен в плен.
Но библейское пророчество не было бы таковым, если бы оно простиралось лишь на современную пророку политическую ситуацию. Ценность его в том, что оно не только говорит о нерушимой связи греха и его последствий, но и дает нам важную информацию о свободе воли и о том, что Бог не довлеет над этой свободой. Бог предоставляет выбор, Он говорит через Исайю: «Если захотите и послушаетесь», то будет одно, а если нет, то другое. Варианты перечислены. Выбор дан. Все карты раскрыты. Ничего тайного, ничего сокрытого. Все просто. Блаженный Иероним Стридонский прокомментировал этот отрывок пророческой речи такими словами: «<Бог> сохраняет свободную волю, чтобы в том и другом случае, награда ли или наказание были не по предопределению Божию, а по заслугам каждого».
Христианство расширило этот принцип, оно сделало его универсальным: награда и наказание по заслугам каждого перестали быть ограничены лишь земной жизнью, они простерты далее — в вечность; более того, христианство делает акцент именно на вечности и весьма настойчиво рекомендует не останавливаться на награде и наказании здесь и сейчас, а строить свою жизнь исходя из веры в бессмертие души и ожидания всеобщего воскресения.