
Природа Валаама сурова и прекрасна. Отвесные скалы сдерживают мощь ладожских волн. Вековые ели и сосны противостоят холодным ветрам. Глубокие озера хранят покой, невозмутимо отражают в своей синеве северные звезды.
Валаам немыслим без древней иноческой обители, которая веками оставалась духовным центром Православной Руси. Спасо-Преображенский монастырь по праву называется Северным Афоном. И кажется, что зримая красота здешних мест отражает красоту небесную, духовную.
История Валаамской обители уходит своими корнями в далекое прошлое. Монастырское предание гласит, что еще во времена крещения Руси на эти окраинные земли пришли «из восточных стран» первые иноки - преподобные Сергий и Герман. Их труды и молитвы положили начало обители во имя Преображения Господня.
Валаам вырастил многих славных подвижников, причисленных впоследствии к лику святых. Основатели многих русских монастырей - преподобные Авраамий Ростовский, Арсений Коневский, Савватий Соловецкий, Александр Свирский, Адриан Ондрусовский, начинали свой иноческий путь на Валааме. Валаамским иноком был и преподобный Герман Аляскинский - первый православный святой Америки.
Жизнь насельников Валаамской обители всегда была сродни подвигу. Монастырь неоднократно подвергался нападениям и разорению. Однако монахи никогда не брали в руки оружия, они выбирали изгнание, а то и мученическую кончину. В начале XVII века монастырь был полностью разрушен, а валаамские земли на сто лет отошли к Швеции.
В конце Северной войны обитель вновь возродилась, а вскоре достигла и своего наивысшего расцвета. Именно в это время монахи учредили многие скиты, возвели церкви и часовни, проложили дороги и каналы. На Валааме действовало около 30 производств, были не только свои конюшня и ферма, но и собственная фотографическая мастерская. Насельники монастыря собрали великолепную библиотеку, создали иконописную мастерскую и школу живописи.
Но главным делом иноков всегда оставалась молитва. Здесь родился знаменитый валаамский распев, уникальный по своей проникновенности и теплоте.
Валаамская обитель растет и развивается и поныне. Над ладожскими водами раздается звон монастырских колоколов, теплится в храмах молитва, идут своим чередом неспешные монашеские службы. Паломники по-прежнему устремляются к Валааму, и крепнут в вере их сердца.
Астрахань. Благовещенский женский монастырь

В центре города Астрахань, на пересечении улиц Советской и Калинина, сохранился комплекс старинного Благовещенского монастыря. Иноки здесь жили ещё в шестнадцатом веке. Обитель в то время была крайне бедной. Её насельники выполняли особую миссию — хоронили бездомных и молились об их упокоении в единственной монастырской церквушке. Она была деревянной. Больше полувека иноки строили каменный храм. Его освятили в 1699 году в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Вскоре после этого монастырь окончательно разорился и был упразднён. В 1706 году на его территории учредили женскую обитель. Главной её святыней стала древняя икона Божией Матери «Живоносный источник». Милостью Богородицы Благовещенский монастырь процветал вплоть до революции 1917 года. Советская власть разорила обитель, с 1949 года архитектурный ансамбль принадлежал Астраханскому военкомату. А 6 апреля 2021-го, накануне праздника Благовещения Богородицы, монастырский комплекс вернули Русской православной церкви. Он постепенно восстанавливается на радость жителям Астрахани.
Радио ВЕРА в Астрахани можно слушать на частоте 90,5 FM
16 сентября. О тульских святых

Сегодня 16 сентября. Собор новомучеников и исповедников Тульской земли.
О тульских святых — игумен Назарий (Рыпин).
В этот собор входит много тульских святых, которые пострадали во дни гонения безбожного, как нам поёт тропарь новомученикам и исповедникам российским. И наиболее известны это и Анисим Архиепископ Тульский, но и сонм Белевских святых, потому что предварял этот сон Игнатий (Садковский), епископ Белевский.
И после него был епископ Никита Прибытков, который продолжил дело епископа Игнатия, поддерживал ту монашескую общину, которая жила в Белеве. По сути, это было два тайных монастыря, один из которых возглавлял Исаакий Оптинский, архимандрит Исаакий (Бобраков), и монахиня Августа, которая возглавляла женскую общину.
И по делу прошло порядка 70 человек, и большая часть из них была расстреляна. И вот Исаакий Оптинский, который сперва был изгнан из Козельска после разгрома, скажем так, бывшего Оптинского монастыря, который проживал в Козельске, относился к нему как к своему архимандриту-настоятелю.
Он переехал в город Белев, но, когда ему сказали, что готовится новый арест, уже совсем престарелый отец Исаакий сказал: «От креста своего не побегу». И претерпел этот арест, мученическую кончину, и недалеко от Тулы есть Тесницкие леса, где, подобно полигону Бутова, были массовые расстрелы.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 сентября. Об отношении к пророкам и проповедникам

В 6-й главе Евангелия от Марка есть слова: «Не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и у сродников, и в доме своем».
Об отношении к пророкам и проповедникам — священник Александр Ермолин.
Господь приходит в своё земное Отечество, и мы видим, что многие изумляются и говорят: «Откуда у Него такая премудрость и сила? Не плотников ли Он сын? Откуда же у Него всё это?» И в этих словах мы видим сомнение. Евангелист прямо подчеркивает: «И соблазнялись о Нём». И в ответ на это Господь говорит, что не бывает пророка без чести.
И удивительно, что Он дальше говорит, что «не совершая там многих чудес, по неверию их». Это тоже Евангелист Матфей подчеркивает. Эти слова показывают, как часто бывает, что мы с вами стали православными людьми во Церкви, стали ходить в храм. И как часто люди, которые нас знали раньше, не воспринимают наше новое измерение бытия.
Они не воспринимают наше православие. Они думают: «Ну вот, мы же его помним. Мы помним его в школе, мы помним его в юности, мы помним его где-то ещё. И какой уж он проповедник». Для нас эти слова должны стать напоминанием о том, что сам Господь это переживал. Он не совершил там многих чудес по их неверию.
Действительно, не бывает пророка без чести, разве только в Отечестве своём. А что касается этих людей, которые не воспринимают наше новое измерение бытия, тут нужно надеяться о том, что Господь обязательно пошлёт им какого-то другого миссионера, какой-то другой пример. И устами другого миссионера они обязательно узнают о Христе и придут к Нему.
Все выпуски программы Актуальная тема