
Задумал как-то царь прокатиться с женой и дочерями по морю на корабле. Не успели они отплыть далеко от берега, как подул сильный ветер и отнёс их за тридевять земель, в неведомую страну, где об их царстве и слыхом не слыхивали. Сошла царская семья на берег. Царь побоялся сказать, кто он, а денег у них с собой совсем не было. Но ведь жить как-то надо!
Царь не знал никакого ремесла и потому нанялся в пастухи стеречь деревенское стадо.
Прошло несколько лет. И вот однажды сын царя заморской страны увидел дочь пастуха и влюбился в неё без памяти. Царевич объявил отцу с матерью, что не женится ни на ком, кроме как на дочери пастуха. И сколько родители его ни уговаривали, царевич стоял на своём и твердил: «Другой невесты мне не надо».
Что делать? Пришлось послать в село визиря— главного царского советника, и тот объявил пастуху, что царевич хочет жениться на его дочери.
— А какое ремесло знает царевич?— спросил пастух.
Ужаснулся визирь:
— О чём ты говоришь, странный ты человек? Какое ремесло может знать царевич! Да и на что ему ремесло?
— Как знать? Жизнь бывает непредсказуемой, — говорит пастух. — Ремесло за плечами не висит, а ко времени может и пригодиться.
— Люди учатся ремеслу, чтобы прокормиться, а у царевича есть и земли и города, — возразил визирь.
— Пока царевич не выучится какому-нибудь ремеслу и не принесёт мне изделия своих рук, я не отдам за него свою дочь, — сказал пастух.
Визирь вернулся во дворец и передал царю слова пастуха. Придворные удивились. Они думали, что пастух сочтёт большим счастьем и честью, если царевич возьмёт его дочь в жёны, а он, смотрите-ка, потребовал, чтобы царский сын ремесло знал!
Пошёл тогда царевич на базарную площадь и стал выбирать, чему можно научиться. Подошёл он к лавке, где плели рогожи, и решил тоже попробовать. Через несколько дней царевич сплёл рогожу и сам понёс своё первое изделие пастуху.
Пастух взял рогожу в руки, осмотрел её со всех сторон и спросил:
— А сколько она стоит?
— Четыре гроша, — ответил царевич.
— Что же, ничего! Сегодня четыре гроша, да завтра четыре — это восемь, да четыре послезавтра — это двенадцать. Если бы я, царь, знал это ремесло, то не пас бы теперь деревенское стадо!
Так царевич узнал, что он берёт в жёны не пастушку, а царскую дочь. После свадьбы её родителям дали корабль и царь с царицей вернулись в свою страну. На прощание бывший пастух сказал царевичу: «Запомни, сынок: с ремеслом хоть весь свет пройдёшь, а не пропадёшь».
(по мотивам сербской народной сказки)
13 сентября. О прошедшем Крестном ходе в Москве

12 сентября, в День памяти благоверных князей Даниила Московского и Александра Невского, Святейший патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную Литургию в Даниловом монастыре в Москве.
На проповеди после богослужения он рассказал о прошедшем в столице 7 сентября, в День Собора московских святых, Крестном ходе.
Крестный ход, который недавно был, на днях буквально, он очень ясно сказал людям, многим, сомневающимся, неверующим или тем, кто цинично предвосхищал статистику и говорил: «Ну, соберут они там тысяч пятьдесят, ну, пройдут там с Кириллом вместе». А когда прошло четыреста тысяч, перепугались и стали называть совсем другие цифры. Мы не тщеславимся этими цифрами, но и замалчивать их не надо.
Я не знаю ни одного другого мегаполиса в мире, ни в какой стране, даже традиционно вроде как и христианской, где бы в настоящее время могло произойти нечто подобное. И опять вопрос, а почему? Ответ у меня только один. А разве кровь мучеников не называлась семенем христианства? В глубокой древности, в античной, кровь мучеников — семя христианства.
И те мученики, которые погибали в после революционные годы, и те, кто был лишён возможности делать карьеру, потому что он был православным, или просто даже объявлять себя православным, или который лишался каких-то благ до лишения квартиры, если он был православным. Вот если всё это собрать воедино, то ведь действительно, и даже те, кто не прошёл через страшные страдания и мученическую смерть, во многом были притесняемы.
И конечно, исповедовать в то время веру в Господа и храмы посещать, особенно если у человека было хоть какое-то видимое положение в обществе, было уже большим и большим подвигом. И вот, действительно, еще раз хочу сказать, взирая на этот многотысячный крестный ход, вспоминал всё это.
Вспоминал своего деда-исповедника, прошедшего 47 тюрем и 7 ссылок. Вспоминал его отца, моего, который накануне свадьбы был арестован и отправлен на Колыму. Вспоминал многих его сослуживцев, которые прошли теми же тропами. Вспоминал многих, которые в тяжелейшие хрущёвские годы этого нового гадкого гонения под вывеской построения к 80-му году коммунизма, то есть справедливого общества, разрушали всякую справедливость, пытаясь уничтожить церковь православную.
Всё это вот вспомнилось и мне, когда мы шли с этим крестным ходом. Ещё раз скажу, что сегодня мы живём прямо-таки в другой стране.
Все выпуски программы Актуальная тема
13 сентября. О верности Христу

В 4-й главе 1-го Послания апостола Павла к коринфянам есть слова: «От домостроителей же требуется, чтобы каждый оказался верным».
О верности Христу — священник Вадим Бондаренко.
Верность — прекрасное качество, которое очень высоко ценится в любом обществе. Это стержень, на котором может держаться как сам человек, так и его деятельность снаружи. Однако очень важно осознанно и вдумчиво выбрать, чему именно ты принимаешь решение быть верным.
Невозможно, чтобы не пришли сомнения, но насколько становится тяжело, когда сомнение накладывается на осознание, что то, во что ты верил, оказалось не стоящим этого. Апостол Павел в своём послании призывает сохранить верность Христу и Его Евангелию.
Человек меняется и предает, а организации под благовидным фасадом таят много того, о чём лучше и не знать. Только Сын Божий без недостатка, без двойного дна, без неожиданных изменений. Он тот, на ком без страха и опасения можно строить свою идентичность и жизнь.
Все выпуски программы Актуальная тема
13 сентября. Об истории честного пояса Пресвятой Богородицы

Сегодня 13 сентября. Положение честного пояса Пресвятой Богородицы при императоре Аркадии, правившем в Восточной Римской империи с 395 по 408 год.
Об истории святыни — протоиерей Михаил Самохин.
Пояс Пресвятой Богородицы вместе с Её Ризой, точнее, омофором, и иконой Божией Матери Одигитрии, написанной, по преданию, святым апостолом и евангелистом Лукой, был одной из трёх главных святынь Константинополя, связанных с земной жизнью Пресвятой Богородицы. Эти три святыни давали основание называть Царьград городом Богородицы. И для византийцев выражение «град Твоей Богородицы» было синонимом слова «Константинополь».
Согласно преданию, пояс и Риза Божией Матери незадолго до Её успения были отданы двум благочестивым иерусалимским вдовам и затем передавались из поколения в поколение. При императоре Восточной Римской империи Аркадии пояс Пресвятой Богородицы был доставлен в Константинополь и помещён в прекрасный ларец, который обрёл своё место в одном из трёх главных богородичных храмов столицы Византии — Халкопратийской церкви.
Историк Никифор Каллист Ксанфопул пишет, что святая императрица Пульхерия в этом храме установила ночные молитвы и процессию каждую среду, которую возглавляла, идя пешком, с лампадой, которую сама заправляла. А Патриарх Тимофей Константинопольский в VI веке установил практику совершать крестные ходы из Влахернского храма в Халкопратийскую церковь. Ковчег с поясом не открывали на протяжении столетий.
В результате двух падений Константинополя святыня покинула город и сейчас рассеяна частицами в Афонском Ватопедском монастыре, в Санкт-Петербургском Вознесенском Новодевичьем монастыре, в Грузии, в Казанском кафедральном соборе.
И мы понимаем, что святыни, подобные честному поясу Пресвятой Богородицы, служат нам материальным напоминанием о реальности евангельских событий, и при благоговейном к ним отношении становятся источником особой милости и благодати Божией. Уже то, что частицы одежд Божией Матери дошли до нас через тысячелетия — удивительная милость Божия к христианам. А то, что от этой великой святыни совершаются чудеса, ещё больше вдохновляет и укрепляет нас в вере.
Все выпуски программы Актуальная тема